РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?

Тема моего методического семинара «Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности».

Я – учитель начальных классов. Поэтому я знаю, кто такой первоклассник. Это малыш, который с нетерпением ждет 1 сентября, и, придя в школу, в первый раз, он с большим желанием и нетерпением ждет чего-то нового, неизвестного.

Ребенок с горящими глазами смотрит на меня – Учителя. И это вполне понятно. Ведь он пришел в современную школу, обучающую по новым образовательным стандартам, главной целью которых является развитие личности обучающегося. И мотивация к обучению у первоклассника обычно высока. Ребенок активен, любознателен, открыт для обучения, ждет какого-то чуда.

По результатам проведенного анкетировании, 84% детей эмоционально готовы к общению с учителем, восприятию нового, неизвестного.

Противоречия: Так почему же, спустя некоторое время, я вижу у кого-то грустные глаза, а у кого-то и вовсе нежелание ходить в школу?

А потому что ребенок столкнулся с новым миром, полным не только открытий и загадок, но и целой системой требований, рамок и ограничений. Со временем у него накапливаются отрицательные эмоции.

Проблема: Что же делать, чтобы мои уроки вызывали положительные эмоции у учеников?

В решении данной проблемы мне помогли научные труды ведущих отечественных и зарубежных педагогов.

К.Д. Ушинский в своих трудах пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

Известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог, Уилльям Глассер помог мне понять, что успех должен быть доступен каждому ребенку. У.Глассер говорил, что если ребенку удастся добиться успеха в школе , то у него есть все шансы на успех в жизни.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».

Данная позиция ученых мне близка, и поэтому главная цель моей методической работы – формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе.

В достижении поставленной цели, мне помогает решение следующих задач.

Задачи:

  1. Использование оптимальных методов и приемов, способствующих формированию положительных эмоций к обучению.
  2. Создание на уроке и во внеурочной деятельности ситуации успеха.
  3. Индивидуализация образовательного процесса на основе глубоко анализа психолого-педагогических ресурсов личности каждого ребенка.

Необходимость решения проблемы повышения мотивации, развития положительных эмоций, я вижу не только, как учитель начальных классов, но и как педагог-психолог. В этом помогают мне методы и приемы современных технологий, а так же знания психологических особенностей обучающихся.

Несмотря на небольшой опыт работы, в моем педагогическом арсенале уже есть некоторые приемы и методы, которые помогают ребенку достичь положительного результата. Я назвала их «Пьедестал Успеха».

  1. Мнемотехника
  2. Информационно-коммуникационные технологии и Цифровые образовательные ресурсы.
  3. Игра

Рассмотрим первый элемент «Пьедестала успеха» - Мнемотехника.

Этот прием интересен мне еще и потому, что он удачно сочетает в себе, как педагогическую составляющую, так и психологическую. Психологическая занимается развитием памяти, педагогическая помогает детям в усвоении программы, используя различные методы развития памяти. Она основывается на применении схем, условных знаков, рисунков и помогает запомнить большое количество информации.

Мнемотехника на любом уроке имеет много преимуществ по сравнению с другими:

  • уменьшает трудности в обучения;
  • развивает нестандартное мышление;
  • помогает правильному выстраиванию речи обучающихся;
  • активизирует познавательную деятельность.

Этот метод применяю:

  • при знакомстве с буквой и цифрой, когда конфигурация их написания соотносится с предметом, подходящим по смыслу;
  • при изучении слов с непроверяемыми написаниями, когда «трудная буква» ассоциируется с определённым образом-рисунком;
  • при запоминании орфографических правил;
  • при формировании природоведческих понятий, когда составляются опорные схемы с помощью знаков, символов;
  • при обучении устному пересказу и заучиванию наизусть.

Например при изучении стихотворения Сутеев «Елка», делим его на блоки, например, по строчке, рисуем на каждый блок ассоциативный образ, рисунок. Чем проще рисунок, тем быстрее его запомнить.

Приемы мнемотехники помогают при запоминании некоторых правил:

  • при изучении падежей;
  • заучивании орфограмм;
  • словарных запоминаний;
  • слов исключений применяю различные стихи, считалки, фразы.

Например, Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

На своих уроках я стараюсь давать детям не только готовые ассоциативные примеры при запоминании написания слов, но и обучаю самостоятельно придумывать собственные ассоциативные образы.

Общеизвестно, что работа по ФГОС предполагает широкое использование ИКТ. Это и сеть второй элемент «Пьедестала успеха».

Подготавливаться к уроку мне очень интересно. Имеется много возможностей заинтересовать детей, увлечь их с помощью мультимедийных ресурсов. Урок проходит живо, активно и познавательно.

Особый интерес у учащихся вызывают задания, которые сопровождаются интерактивностью и наглядностью, с использованием анимации:

Например,

  • на уроках русского языка я использую интерактивный ресурс, который помогает детям запоминать правильное написание букв, а так же цифр;
  • изучение словарных слов «Исправь ошибку»;
  • на уроках математики мы пользуемся тренажером на изучение таблицы умножения;
  • на уроках окружающего мира с помощью ИКТ появляется возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику;
  • на уроке литературного чтения можно предложить аудио средства, как образец выразительного чтения.

Могу отметить, что применение ИКТ и ЦОР, вызывает положительные эмоции к уроку, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний. Грамотное применение современных информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными, красочными, живыми и динамичными.

Наибольший интерес и положительные эмоции вызывает игра – это заключительный метод «Пьедестала успеха», направленный на формирование положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности.

В методике преподавания предмета выделяют несколько видов игр:

  • Дидактическая – расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных знаний, умений, навыков.
  • Воспитывающая – воспитание самостоятельности, воли, формирование мировоззренческих установок.
  • Развивающая – развитие познавательных процессов и мотивация деятельности.
  • Социализирующая – приобщение к нормам, ценностям общества, обучение общению, саморегуляции.

Игра создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство напряжённости.

На уроках математики, при изучение состава числа, мы играем в игру «Засели домик». При изучении геометрических фигур играем в игру «Чудесный мешочек»; а так же «Найди ошибку», «Математические бусы», «Кто быстрее», «В магазине», «Математический футбол» и др.

На уроках окружающего мира я часто использую игры «Четвертый лишний», «Хорошо – плохо», «Что напутал художник», лото и многие др.

На внеурочной занятиях театральной студии «Драматешка», мы игра в игру «Покажи эмоцию», "Крокодил», «Попугай в клетке», «Чепуха», «Ты - мое зеркало», театральные этюды и др. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность. Доказательством тому служит выступление на школьной недели театра, на творческом конкурсе «Волна талантов». А так же участие в школьной и районной конференции «Шаг в профессию», с защитой проектов.

Ценностью применения данных приемов является их универсальность. Это особо актуально в условиях современной школы, когда дети с разными образовательными потребностями обучаются совместно.

Результаты диагностики по методики изучения учебной мотивации в моем классе, еще раз убеждают меня в эффективности применения названных методик. На примере нескольких(группы) учащихся мы видим, что уровень мотивации к обучению в среднем повышается на 20%.
Я считаю, положительные эмоции, интерес к учебе и творчеству, возникающие у ребят, на основе применения данных методов, приводит к хорошим результатам. Мои дети, с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах, таких как «Лесная математика», «Время знаний», «Лимпопо», «ТалантИКС», «Клевер’ОК», «Солнечный свет», «Буквоежка», «Конкурсита», «Учи.ру» и др.

И в моей методической копилке уже накопились открытые уроки, не только районного, но и областного уровня. Опытом своей работы делюсь через методические семинары (мастер-классы,открытые уроки), вебинары, публикации, конкурсы профессионального мастерства, молодежные форумы. В 2015 году я стала победителем муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют», и участником областного тура.

Я думаю, что все вы со мной согласитесь, современный учитель начальных классов, чтобы создать ситуацию успеха на уроке, развить мотивацию к обучению, повысить эмоциональный настрой обучающихся на уроке, должен обладать глубокими знаниями детской психологии, и здесь моим большим помощником является мое второе образование – педагог-психолог. Сочетание педагогических и психологических приемов – это путь к успеху.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены