РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование современных инновационных технологий на уроке математики

Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека. ФГОС второго поколения не позволяют работать по-старому.

В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика.

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования..

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности: и отличники, и середнячки, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

При проведении уроков я использую информационно-коммуникативную технологию, технологию критического мышления, здоровье сберегающую технологию, технологию проблемного обучения, дифференцированное обучение, проектную технологию. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Информационно-коммуникативная технология.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видео фрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

При проведении своих уроков применяю следующие приемы использования ИКТ:

  • при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
  • при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
  • при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
  • при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

  • приём «Перекрёстная дискуссия»;
  • приём «Корзина идей»;
  • метод контрольных вопросов;
  • ролевой проект;
  • учебно-мозговой штурм;
  • интеллектуальная разминка.

Здоровьесберегающая технология.

Одно из ключевых направлений развития общего образования, изложенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», - сохранение и укрепление здоровья школьников.

Цель здоровье сберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без страха, без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье. Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы вышеуказанных технологий на уроках.

Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика - значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию.

Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, так как именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы, а именно:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов:
  • работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части;
  • благоприятный эмоциональный настрой.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Технологии дифференцированного обучения.

В педагогической деятельности разноуровневый (дифференцированный) подход является одним из принципов работы учителя. Такой подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках математики.

Стремление к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их умение мыслить глубоко, нестандартно, свободно и эмоционально. Учитывая психологические особенности каждого ученика, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.

Каждый класс делится на три мини-группы: учащиеся с высокими, средними и низкими учебными возможностями.

Учащиеся со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой учеников главное внимание я уделяю развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, создаю условия для дальнейшего развития этих ребят. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Не всегда они могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

При планировании урока, во-первых, определяю систему знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбираю тексты упражнений, определяю способы их выполнения. В-третьих, выделяю наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся. В-четвертых, продумываю пути взаимодействия групп, рациональные приёмы проверки результатов.

Разноуровневый подход осуществляется учителем на различных этапах урока. На этапе изучения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать параграф, проанализировать материал, выделив главное. Учащиеся второй группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме. Со слабыми учениками проходит поэтапная отработка изучаемого материала и наглядности. Такие учащиеся осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы.

На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается.

Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам первой мини-группы, которые работают самостоятельно, она даёт в основном общие указания о требованиях к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения. Учащиеся второй мини-группы получают более детальные комментарии.

Дифференцированное домашнее задание для учащихся первой мини-группы направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, выполнение специальных упражнений, требующих творческого подхода; задание для учащихся второй мини-группы направлено на углублённое изучение нового материала. У учащихся третьей мини-группы домашнее задание служит закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях.

Разноуровневый подход в обучении позволяет реализовать творческие возможности всех учеников. Работа с сильными учащимися идёт не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

  • Составление текстов задач.
  • Составление карточек-заданий по изученному материалу.
  • Составление обобщающих таблиц для работы на занятии.
  • Сочинение математических сказок (миниатюр).
  • Работа с дополнительной литературой.
  • Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки.
  • Выполнение обязанностей консультанта при групповой работе.
  • Работа «преподавателем» (проведение фрагмента урока).
  • Работая со слабыми учащимися, оказываю различные виды дифференцированной помощи:
  • Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
  • Индивидуализация домашнего задания.
  • Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом решения задачи, выполненной самим памяткой для ответа.
  • Привлечение учеников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
  • Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
  • Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
  • Указание правила, на которое опирается выполнение задания.
  • Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
  • Указание алгоритма выполнения задания.
  • Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
  • Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
  • Постановка наводящих вопросов.

Необходимо также учитывать дифференциацию материалов учебника. Таким образом, и теоретические, и практические материалы различных пособий дифференцируются по степени важности, сложности, практической значимости, учитываются индивидуальные особенности всех категорий учащихся при изучении дисциплины в процессе формирований умений и навыков.

Постоянно отслеживаю динамику успеваемости каждого ученика с целью поддержки, коррекции, продвижения к положительным результатам. Итогом такой работы стал стабильный уровень качества знаний.

Проектная технология

Метод проектов, его называли также методом проблем, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Очень важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Данная технология подразумевает прохождение следующих этапов деятельности:

  • Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
  • Формулирование цели и задач деятельности.
  • Составление плана и программы.
  • Выполнение плана.
  • Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Преимущества этой технологии:

  • проекты позволяют ученику быть успешным;
  • высокая мотивация;
  • связь полученных знаний с реальной жизнью;
  • развитие научной пытливости;
  • лучшая закреплённость знаний;
  • воспитание настойчивости в достижении цели.

При этом у учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности. Таким образом, метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

  1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
  2. Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
  3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

Необходимо уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Литература:

  1. Алехина Л. В. Статья «Использование современных технологий на уроках математики ". // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 10-13.— URL https://moluch.ru/archive/149/41587/
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И Заир-Бек., И.В. Муштавинская – 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 2011. – 223с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
  4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод.пособие.- М.:Мирос,2002, с.13-21.
  5. Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики // М.В. Менкес. – 2016. [электронный ресурс], - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627441/
  6. Технология деятельностного подхода [электронный ресурс], - режим доступа http://nsportal.ru
  7. Бурганова Ильмира Музиповна Выступление на Всероссийской научно-практической конференции « Использование инновационных технологий на уроках математики». URL https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/28/
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены