РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение ИКТ на уроках математики

В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется “информационной эпохой”. Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить.

Математическое образование занимает центральное место на всех ступенях обучения, в том числе и при подготовке учащихся в учреждениях среднего профессионального образования. При обучении математике студентов колледжей, техникумов и училищ существует ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать преподавателю.

Во-первых, стандартом предусмотрено изучение математики в течение первых 2 -3 семестров, за время которых учащимся необходимо усвоить материал старшей школы, а также элементы высшей математики.

Количество аудиторных часов, отводимых на изучение, ограничено, как и сокращено время на самостоятельное изучение под руководством преподавателя.

Все это требует повышения эффективности проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов.

Для преподавателя математики в образовательном учреждении СПО ставятся задачи совершенствования учебного материала, подбора эффективных форм, средств и методов обучения, решение которых обеспечит интенсификацию обучения математики, организацию систематической самостоятельной внеаудиторной работы, профессиональную направленность обучения.

Работа с интерактивной доской, дополнительными образовательными программами, сетевыми ресурсами из вспомогательного средства обучения на уроке математики уже переходит в основное средство формирования и развития как многих общих компетенций, так и профессиональных, (универсальных учебных действий в курсе общеобразовательной математики), способствует формированию навыков самостоятельной, исследовательской и проектной работ.

Перечислю способы использования возможностей интерактивной доски при преподавании математики:

  • Работа с текстом, задачами, заданиями, чертежами, графиками, изображениями, схемами;
  • Создание с помощью шаблонов собственных заданий;
  • Проведение мультимедийных презентаций, работа с электронными учебниками;
  • Заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях.
  • Взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;
  • Использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии.

Одним из самых распространенных программных средств, которые используют учителя на уроках, является программа Microsoft PowerPoint - программа, предназначенная для создания презентаций.

Чаще применяются готовые электронные учебники и созданные самими учителями презентации.

Например, при изучении темы «элементы теории вероятности и математической статистики» на 1 курсе (на которую отводится очень мало часов) я стараюсь хотя бы визуально ознакомить студентов с графическим дизайном информации, представлением разных законов распределения.

При работе с различными видами уравнений также могут использоваться алгоритмы, представленные в виде блок-схем.

Работа с графиками функций также очень удобно представима средствами PowerPoint.

Ценность и преимущество MicrosoftPowerPoint над остальными офисными программами состоит в возможности использования анимации. Доказательство любой теоремы может быть проиллюстрировано PowerPoint синхронно комментариям учителя.

При помощи дизайнера презентаций PowerPoint возможно создание справочника по выбранной теме. Справочник может иметь структуру, состоящую из нескольких слайдов, причем возможно предусмотреть переход по слайдам в зависимости от выбора того или иного понятия или определения. Слайды должны содержать в себе не только текстовую информацию, но и таблицы, рисунки, диаграммы, а по возможности звуковое сопровождение и (или)видеофрагменты. Подобные справочники создавали в качестве самостоятельной работы студенты первого курса по некоторым темам математики.

Программу PowerPoint можно использовать не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания инструктивных карточек при выполнении лабораторных работ, карточек-заданий для проверки знаний.

Сюда, кроме текстовой информации, могут быть внесены схемы, таблицы, рисунки. Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении задания, они успевают на уроке выполнить больший объем работы, при этом время урока используется наиболее эффективно. Карточки можно использовать как для всей группы, так и для индивидуальной работы.

Также в курсе математики есть достаточно уроков, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана.

Особенно важно остановиться на случаях, когда на уроке решаются задания с графическими сюжетами. При подготовке к обычному уроку, преподаватель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. С использованием интерактивной доски эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся может применяться тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Подводя итог, можно сформулировать следующие условия эффективного применения ИКТ на уроке:

  • Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.

Но, помним о необходимости:

  • продумывания преподавателем того, какие записи останутся у студентов в тетрадях после урока;
  • наличие на столах студентов раздаточного материала (чаще всего графического);
  • определение формы контроля знаний студентов после занятия;

Конечно же, использование только средств ИКТ не решит всех учебных проблем. И преподавателям совсем не обязано работать с этими технологиями постоянно, на каждом уроке. Но использование их делает урок увлекательным и динамичным.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены