РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Робототехника в начальной школе: особенности и актуальность

Активное внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, включая науку и образование, оказывает огромное влияние на создание и развитие образовательных систем нового поколения, направленных на активизацию познавательной деятельности обучаемых.

Основное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Гуманизация и демократизация образования в качестве «прерогативы выдвигают личностно-ориентированный процесс обучения, в котором ведущее место занимают личность ребенка, ее развитие и самоценность» [1, с.48].

Важна, прежде всего, личность самого учащегося и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе [2, с.3-4].

Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностноориентированного образования [3].

К таким технологиям относятся информационно-коммуникационные технологии технологии, позволяющие по-новому организовать систему обучения, в которой ученик является активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Новые стандарты образования предполагают знакомство учащихся вторых классов с информационными технологиями посредством курса по робототехнике. Человечество во всем мире давно активно использует роботов в различных областях жизнедеятельности, и перспектива развития робототехники не имеет границ. И чем раньше учащийся начнет приобщаться к техническому творчеству по созданию и управлению роботами, тем больших результатов он достигнет в старшем возрасте.

В ряде школ нашей страны робототехникой стали заниматься несколько лет назад (с 2008-2009 года). Такая экспериментальная деятельность легла, в основном, на плечи учителей информатики и технологии.

На момент начала освоения основ робототехники наметился ряд противоречий: четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке. Не было программ, пособий по теме «Робототехника». Учителя остро нуждались в курсах повышения квалификации по данному направлению. Робототехника велась факультативно с ребятами средней и старшей школы. Таким образом, благодаря первым учителям-энтузиастам было наработано программнометодическое обеспечение курса.

На сегодняшний день особенности преподавания робототехники можно обозначить следующим образом:

  • Во-первых, эти занятия являются обязательными для всех второклассников, что влечет за собой определенные трудности, поскольку курс предполагает не репродуктивную, а именно творческую деятельность.
  • Во-вторых, робототехнику начали вести учителя, прошедшие обучение на курсах. Среди них оказались учителя начальных классов, информатики, технологии и другие.

В начальной школе учащиеся относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Только когда ученик увидит плоды своего творчества, у него появится желание углублять свои знания и усложнять объекты деятельности.

Условия проведения занятий в разных школах различны. Идеальный вариант – это отдельное помещение, укомплектованное компьютерами, имеющее шкафы или стеллажи для хранения конструкторов и изделий, сделанных учащимися. Также для эффективной организации учебного процесса должны быть в наличии конструкторы по количеству обучающихся на этом курсе.

Из опыта школ города Новосибирска можно сказать, что выделить отдельный класс для занятий по робототехнике очень сложно. Многие учителя вынуждены заниматься с детьми в необорудованных для таких занятий классах. За 45 минут ребенок должен успеть собрать простейшую конструкцию и сразу же разобрать ее, потому что следующая группа детей работает с этими же конструкторами.

Во многих школьных кабинетах, конечно, есть компьютер, проектор и интерактивная доска. Это незаменимые помощники в современном образовательном процессе, но вопрос, где будут работать учащиеся, программируя своих роботов, пока остается открытым.

Хочется верить, что это временные трудности, которые неизбежно возникают на начальных этапах любой новой деятельности, и образовательная робототехника в школе приобретет значимость и актуальность. Ведь уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в этой области, а начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста.

Список литературы

  1. Матвеева Н.С., Гудкова Т.В. Профессиональное самоопределение и становление студентов как социально-педагогическая проблема // Педагогический профессионализм в образовании: сборник научн. трудов XI Междун. науч. - практ. конференции. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2015. Ч. 2. С. 48–53.
  2. Шихваргер Ю.Г. Метод проектов в профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства в курсе «Менеджмент»: дис. … канд. пед. наук : (13.00.08). Барнаул, 2007. 173 с.
  3. Шихваргер Ю.Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 142 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены