РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дистанционка net

Никто заранее не прогнозировал подобных обстоятельств, в которых учителям придется резко шагнуть на совершенно иную платформу. Замечу, онлайн обучение как альтернативная система, имеет право на существование, но не может быть единственно реальной. И в идеале каждый современный педагог должен уметь оперировать любой формой преподавания. НО, к большому сожалению, учитель в нашей стране получает лишь классическое педагогическое образование. В современном мире каждый из нас имеет возможность добровольно получить дополнительные знания. Добровольно… А это значит, что единицы самостоятельно, из собственной любознательности и имея в кармане свободные купюры, постигают новые вершины. И эти единицы – молодцы, честь им и хвала. Остальные же были брошены в онлайн океан при полном отсутствии навыков по плаванию. Учителя не получили никаких инструкций по использованию гаджетов, ПК, сопроводительных сайтов, образовательных платформ, прочих инструментов. Нам были даны лишь рекомендации: «Поищите, посмотрите, попробуйте…».

Встать на платформу

Преподавая курс химии в одной из лучших специализированных школ Екатеринбурга – в лицее № 88 с профильными химико-биологическим направлением в части старших классов, я осознавала, что передо мной встала сложнейшая задача не просто отыскать сносный вариант дистанционного обучения. В первую очередь мне предстояло адаптировать существующие платформы, рассчитанные в основном на базовый курс, к углубленной программе для старших профильных классов.

До перевода на дистанционное обучение я пользовалась учебными тренинговыми онлайн платформами исключительно для того, чтобы разнообразить тестовой проверочной формой блок домашних заданий, но не рассматривала подобные предложения в качестве полной замены домашней подготовки учеников. Таким образом, в некоторой степени была знакома с системами типа ЯКласс, Resh.edu, Решу.ВПР, Решу.ОГЭ, Решу.ЕГЭ, Examer.ru. В сложившейся ситуации мне пришлось рассматривать этот инструмент, как полноценную составную часть домашнего задания, выполняя которые, ребенок не имеет возможности списать (гипотетически не может). Но такая опция возможна только для непрофильных классов с базовым курсом химии. Данные платформы не представляют собой готовые системы, разработанные для полного курса и прохождения всех блоков и этапов обучения с применением множества инструментов. Да, для обычной школьной программы курса химии использование платформы удовлетворительно и достаточно. Во всяком случае, лучше, чем ничего. Ученик получает: просмотр десятиминутного ролика с последующим выполнением более чем доступного задания. Вполне довольно для того, чтобы не выучить химию, а не забыть уже пройденное. Соответственно, я частично решила вопрос с непрофильными учениками и с невероятным объемом проверяемых домашних заданий, свалившихся на голову учителя (на платформах проверка производится автоматически). Но предстояло найти иную форму дистанционного обучения, которая удовлетворяла бы потребностям усиленного курса. Забегая вперед, скажу, такой формы не нашла.

В сложившейся ситуации я максимально снизила объем домашних заданий. Поскольку система их выполнения должна быть так же продумана и пересмотрена для нового формата. Мы получили большой пакет прекрасно выполненных заданий на платформах, не понимая при этом, работал ли ученик самостоятельно. Проверки подлога никто не устраивал. Но в итоге оценки у большого количества учеников стали выше не благодаря повышению уровня знаний. В данной ситуации необходимо вводить совершенно иной формат проверочных работ и домашних заданий, который позволит нам выявлять реальный уровень знаний школьников.

Печально, что даже те платформы, которые были в нашем распоряжении, оказались совершенно не готовы к приему большого количества пользователей (так же, как и электронные журналы). При одновременном подключении тысяч абонентов, все порталы «подвисали» намертво. Вход в систему усложнился, отправление заданий стало затруднительным или вовсе невозможным, уже решенные тесты пропадали, высылаемые упражнения учитель мог не видеть в системе и т.д. Это значит, что серверы не справлялись, работал хостинг крайне низкого уровня, не хватало ширины канала. Данные проблемы должны быть решены на уровне технической поддержки. И этот запрос крайне важен.

В темной-темной комнате

Перед стартом в дистанционную неизвестность имелась одна каникулярная неделя, за время которой необходимо было познакомиться с существующими разработками систем и схем онлайн обучения, в том числе с конференц-платформами, с помощью которых предстояло проводить онлайн-уроки с учениками. Я остановила свое внимание на площадке Zoom. Основываясь на отзывах, поняла, что именно эта система может стать достаточно удобной, поскольку на ней уже длительное время проводятся как обучающие, так и бизнес-встречи в самых различных направлениях. Загвоздка заключалась лишь в одном – для погружения в тему и полного понимания системы работы с платформой во всех тонкостях (что совершенно необходимо в случае с проведением не обычной беседы, а обучающего процесса) нужно время, которого, по сути, не было. Есть огромная разница между теоретическим ознакомлением, просмотром инструкций по настройкам и применением на практике. Но – дело мастера боится.

Пройдя огонь, воду и медные трубы Zoom, теперь понимаю, самое важное при работе на любой концеренц-площадке – понимание и принятие того, что и подготовка к уроку и сам урок есть совершенно иная вселенная нежели занятие классическое. Не стоит питать иллюзий, что вы опытный педагог и сможете обойтись без дополнительных инструментов и знаний. Работая в привычном режиме, я прекрасно понимаю, какой у меня есть временной резерв для объяснения материла. Предположим, в профильном 11-ом классе провожу подряд 3 урока. Это значит, что я располагаю 120-минутным ресурсом, в который могу уложить и теорию, и отработку практики. Временные рамки онлайн урока по предлагаемому бесплатному пакету платформы ZOOM ограничены 40 минутными рамками. НО, по санитарным нормам дистанционные уроки должны быть сокращены до 30 минут. Кроме того, на подключении, перебоях с интернет-соединением и настройке работы мы теряем около 10 минут от этого и без того сжатого урока. С учетом убытков, остается всего 20-ть, а не 40 на каждый урок – итого 60 минут. Ровно половина. Я не могу усечь программу обучения, тем более профильную. Значит, эта программа должна быть полностью переработана с учетом тайминга – сокращение каждого отдельного урока по времени и увеличение количества уроков в году в целом и в четверти в частности (например, 140 часов в год по стандартной программе должны быть отредактированы и переработаны хотя бы в 175-часовой курс). Без учета и просчета этих тонкостей мы неизбежно потеряем качество.

Кроме описанных сложностей, во время онлайн-урока учитель испытывает невероятное психологическое напряжение, если не имеет достаточного опыта в использовании инструментов конференц-платформы. Возникает постоянное чувство беспокойства и страха, что не получится вовремя переключиться с одного вида трансляции на другой (с демонстрации экрана на вид зала и пр.). Я понимала, что заминки, во время которых не получается быстро найти необходимый файл, подгрузить на экран, любые другие паузы сильно отражаются на сосредоточенности учеников – они отвлекаются, концентрация внимания снижается. Появляется ощущение разорванности урока. Соответственно слушатели, потеряв интерес, могут просто выйти из конференции. В итоге, мы получаем целый комплекс сложных задач: соблюдение тайминга, изложение всего намеченного объема материала, сопровождение технической составляющей

Атаки клонов

Нежелательные атаки на онлайн-конференции – сотая проблема, обнаруженная в период дистанционного обучения. Ребенок «по приколу» мог выдать доступ в «комнату» кому угодно. Порой детям может казаться, что это невинное баловство. Но такая шалость зачастую оборачивается крайне неприятными последствиями. В частности, на учебном экране может начаться демонстрация чего угодно, включая порнографию. И такой случай в нашей практике, к сожалению, произошел. На онлайн-уроках приходится все время думать о безопасности, о нарушении границ. Это постоянное напряжение, когда мысли о том, что может вестись несанкционированная съемка с последующим выкладыванием в глобальную сеть, сильно отвлекает от проведения урока. В классе есть определенные границы, стены, которые защищают, здесь учитель с учениками один на один, и он в безопасности. В онлайн-пространстве он всегда уязвим.

Мотор! Камера!

Выявилась еще одна проблема – со временем дети перестали включать камеры во время занятия. Разговаривать с «черным» экраном учителю крайне затруднительно. Онлайн-урок – это серьезная потеря связи между учеником и учителем, камера хотя бы в некоторой степени решает этот вопрос. Кроме того, работающая камера гарантирует физическое присутствие ученика. Позволяя работать при выключенной камере, мы рождаем соблазн в лучшем случае отвлечься, в худшем просто заняться своими делами. Камера – это необходимый контроль, это «глаза» учителя. Игнорировать важность инструмента нельзя. Мотивированность ребенка (особенно в средней школе) крайне низкая. В старшей – ситуация меняется, но не сильно и не у всех детей. Поэтому нам необходимы самые разные инструменты контроля. Присутствие на уроке с включенной камерой должно быть не просто оговорено заранее, но и регламентировано официальным соглашением на уровне образовательного учреждения. Безусловно, есть ученики, не имеющие технической возможности проведения трансляции с видеосопровождением. Эту проблему можно и нужно решать при организации онлайн-обучения на государственном уровне, предоставляя недостающие устройства учащимся.

Мне показалось целесообразным, просить детей по окончании урока высылать фотографии конспектов. Это так же являлось инструментом – гарантией того, что ученик не просто подключался к уроку технически, но и был вовлечен в процесс физически.

Презентацию в студию!

Стало очевидным обязательное сопровождение каждого урока презентационным наполнением. А это значит, что вся учебная программа должна быть у учителя проработана и с этой стороны на весь период обучения заранее. На обычном уроке мне достаточно себя, мела, доски: говорю, комментирую и пишу. Презентация во многих случаях мне не нужна.

Онлайн-обучение – это другие условия для учителя, иное восприятия учеником. Кроме того, изобразить какой-либо прибор для получения газа на виртуальной доске гораздо сложнее, чем просто вывести на экран подготовленное изображение. Есть альтернативные способы визуализации, например, писать мышкой или стилусом на виртуальной доске, но на это тратится невероятно много времени даже при хорошей подготовке и рассеивает внимание ученика. Презентация дает возможность сосредоточится обеим сторонам на представленном материале.

Виртуальный эксперимент

Программа онлайн-курса по предмету «Химия» должна включать в себя и экспериментальный блок (к сожалению, в сложившихся обстоятельствах полной неподготовленности мы были вынуждены вырезать этот сегмент полностью, что неприемлемо). Для данного вида занятий необходима так же заранее подготовленная подборка видеоматериалов, встроенных в презентацию. В идеале нам нужны готовые разработки с сочетанием всех требуемых точек. Что касается технического сопровождения экспериментального занятия, то хорошим подспорьем является возможность совмещения нескольких гаджетов. Например, при конгруэнтности экрана смартфона с экраном ПК, можно, словно на доске, писать стилусом на экране телефона формулу. Для реализации процесса необходимо лишь отличное интернет-соединение и сами гаджеты.

Я вижу несколько путей для решения задачи по проведению лабораторных практикумов в системе онлайн-обучения.

Первый: учитель может находиться в школе, где есть лаборатория и обеспечены все условия для трансляции опытов детям.

Второй: можно использовать отснятый коллегами материал.

Но и в первом и во втором случаях решается лишь одна задача – со стороны учителя. Со стороны восприятия и усвоения материала учеником – не решается ничего. Мы не можем организовать базу для проведения опытов у ребенка дома – это нарушение техники безопасности. Если мы вводим систему дистанционного обучения, как альтернативную и возможную, то должны разработать и систему преподавания лабораторных практикумов. Возможно, стоит воспользоваться некоей обучающей платформой, где моделируются опыты. Но это, все-таки, суррогат или игра.

Для решения задачи, на мой взгляд, целесообразно было бы использовать виртуальную реальность. В данном случае, надевая VR очки, ребенок может проводить опыты своими руками. Подобные программы с интеграцией виртуальной реальности уже сегодня разработаны и успешно шагают по планете. VR-технологии значительно повышают эффективность занятий: ученики лучше запоминают новую информацию, когда могут одновременно наблюдать за объектом изучения, взаимодействовать с ним и слушать комментарии учителя. То есть для запоминания лучше задействовать разные органы чувств, и виртуальная реальность отлично справляется с этой задачей. Очень и очень многими инструментами мы не пользуемся, попросту не зная о их существовании. Это печально. Сегодня у нас возникла реальная необходимость очнуться и подумать, как мы можем внедрить в систему современные разработки.

Домашняя работа

Что касается работ выполняемых в тетрадях, то к таким домашним заданиям так же должен быть применен строгий регламент, с прописанным временем пересылки в сутках (например, письмо можно отправлять с 8.00 до 17.00, что позволит избежать перегрузки для учителя), сроками выполнения (в трехдневный, недельный и т.д. период), качеством пересылаемых документов (четкость снимков, объем файла и т.п.). В том числе, должна быть установлена и система проверки работ педагогом: время, система требований оценивания и т.п. Такие правила, прописанные, утвержденные и скрепленные ознакомительной подписью с трех сторон (учитель-ученик-родитель) будут гарантировать их выполнение и безопасность для всех. Ученик и учитель будут четко понимать свои права и обязанности. Учителю такой регламент позволит избежать нападок со стороны учеников и родителей относительно несанкционированных требований. Безусловно, учитывая человеческий фактор, нельзя исключать форс-мажорных обстоятельств и права ученика и родителя обратиться к учителю лично для рассмотрения вопроса.

Гаджеты

В этот период многие школы предоставляли своим ученикам и учителям возможность использования техническими средствами из фонда учебного заведения. Для этого необходимо было приехать в школу. В патовой ситуации – это решение части проблем. Но в идеале у каждого должна быть возможность пользоваться техническими средствами удаленно, из дома. Мы не можем требовать от родителей обеспечения детей техникой. Полагаю, что при использовании формы онлайн-обучения, государство должно взять на себя помощь в обеспечении техническими средствами (ноутбуками, оснащенными камерами, камерами и т.п.). Для начала в список получателей могли бы попасть дети из малообеспеченных семей. Но в идеале техническое обеспечение и обеспечение методическими материалами должно производиться на государственном уровне, так, как, например, сегодня все учебные заведения получают учебники. Только в таком случае и мы имеем право требовать от учеников четкого выполнения условий обучения.

Все дома

Трудности возникли не только у педагогов, но и у детей, и у родителей. Ребятам невероятно тяжело включиться в процесс обучения в домашних условиях. Отсутствует общая организованность, которая есть в школе: звонок – все зашли в класс; звонок – все вместе вышли с урока.

Какую же роль в дистанционном обучении играет родитель? Очевидно, что нагрузка на родителей увеличивается. Контролирующая функция школы, которую она несет в обычном режиме, была переложена на плечи мам, пап, бабушек. И нам-учителям оказалось необычно нужна их помощь. Самое главное, что родители должны обеспечить дисциплину. К сожалению, дома не звенит звонок. И этот звонок был возложен на родителей. Возможно, и здесь мы могли использовать каки-либо программы, реализующие автоматическое подключение к уроку в определенное время и т.д.

Мы понимаем, что прошедший опыт для всех был спонтанным, неожиданным, нежеланным. В той ситуации мы делали поблажки и ученикам, и родителям. Осознавая то, что семьи могли попасть в крайне сложную ситуацию, сформированную обстоятельствами: кто-то потерял работу, кто-то продолжал трудиться удаленно из дома, а значит, был занят и не мог контролировать только процесс обучения – факторов множество. Но учитывать их справедливо лишь в критической ситуации.

При вероятности наличия онлайн-обучения, как альтернативной или дополнительной формы, нужно конструировать новую систему, методически и психологически продуманную до мелочей. Совершенно необходимо разработать документ, возможно локальный на уровне образовательного учреждения, возможно и регионального или федерального уровня, в котором будут прописаны все тонкости пользования системой онлайн-обучения, включающий правила, права, обязанности, указание используемых платформ и инструментов, подтверждение наличия службы технической поддержки со стороны УЗ.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

Делая вывод из полученного опыта, повторюсь: для того, чтобы настроить систему онлайн-обучения необходима особая подготовка для учителей. Проводить ее необходимо как на дополнительных курсах, так и включать в программу профессионального образования отдельным курсом. Дети иначе воспринимают информацию, по-другому чувствуют и проживают альтернативную схему учебы. Педагогов следует обучать теперь не только природе восприятия ребенком обучающего процесса в классической форме, но и в форме дистанционного обучения с учетом всех особенностей работы мозга, психики. Необходимо осознать, что мы оказались в другой системе координат. И современный педагог обязан понимать целесообразность своих реакций на действия и реакции ученика, рождающихся в этой системе. Преподавателю необходимо понимать, как теперь мотивировать ребенка, нужно получить альтернативное направление своего движения в процессе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены