РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Лекция "Проектная деятельность"

Рассматриваемые вопросы:

  1. Современное состояние образования.
  2. Проектная деятельность как вид учебной деятельности.
  3. Исторические предпосылки развития метода проектов в мировой и отечественной педагогической практике.

Примерное содержание лекции

1. Современное состояние образования.

Современное общество стремительно меняется. Сегодня главным результатом и условием развития общества становится не материальный продукт, а информация. Одновременно происходит рост темпов внедрения технических разработок. Мы сегодня ежедневно вынуждены осваивать новые средства, обеспечивающие нашу жизнедеятельность. Главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова – географическая, академическая, профессиональная... Молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание.

В настоящее время необходим анализ сложившихся форм образования, поиск возможных «точек роста», выявление причин, препятствующих росту, создание условий для их преодоления.

Одним из таких шагов стал поиск (или конструирование) новых определений качества образования, а также новое понимание результатов образования. Возникновение компетентностного подхода знаменует собой момент осознания того факта, что в образовании его результат не может и не должен быть продолжением самого процесса передачи знаний, умений, навыков, способностей. Фактически введение понятия «компетентность» едва ли не впервые заставляет рассматривать само образование – образовательный процесс, содержание учебных курсов, всю структуру образовательных институтов – как условие, необходимое, но недостаточное для возникновения у учащегося индивидуальной способности.

Важнейшей целью образования провозглашается и сегодня – всестороннее развитие ребёнка. Т.е. раскрыть полностью потенциал каждого, создать условия для максимально возможного доступа к образованию во всех его формах. Задача развития ребёнка при всей трудности её практической реализации является насущной и для общества в целом.

Развитие ребёнка означает формирование у него новых способностей, т. е. особого рода свободы действия относительно некоторых областей практики. Условием развития может стать и новое знание, приобретённое ребёнком, и навык, и умение, но суть способности не в них: способность есть нечто, не сводимое к знаниям, умениям, навыкам. Новая способность даёт ребёнку возможность свободного (или, говоря психологическим языком, субъектного) действия относительно ситуации – возможность увидеть ситуацию как поле возможных собственных действий по её преобразованию.

Способность, давая нам новые способы, расширяет поле наших возможностей, увеличивает потенциал действия, делает нас свободными в новых ситуациях, таким образом, способность – есть мера свободы. Способность так же понимают и как одарённость, как талант. В этом случае речь идет о большей свободе действия, о большем разнообразии применяемых способов. Такие особые способности возникают на основе врождённых задатков, но развиваются в процессе деятельности.
Ситуации, в которых могут быть сформированы способности, возникают в различных формах общественной деятельности и, как следствие, в различных обществен-ных практиках. Отсюда исходно и возникает образование как передача (формирование, выращивание и т. д.) способности к действию в различных ситуациях.
Современные требования к образованию нашли отражение в Федеральным государственном стандарте нового поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Перечисленное выше наиболее полно отражается в проектной деятельности школьников.

2. Проектная деятельность как вид учебной деятельности.

Проектная деятельность школьников протекает внутри учебного процесса, что накладывает на неё значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности.

Эти особенности проектной деятельности школьников как деятельности, протекающей внутри учебного процесса, заставляют обратиться к анализу проектной деятельности школьников как самостоятельной учебной деятельности и как структурной единицы процесса обучения.

Под учебной деятельностью, или учением, понимается один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле учение – это специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений. Проектная деятельность школьников в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми её признаками. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Приобретение научных знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе осуществления проектной деятельности. Но основное её преимущество по сравнению с другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. Необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели. Обоснование проблемы, заявленной в творческом проекте, планирование технологических процессов, выполнение технологических операций, корректировка объекта деятельности и другие элементы проектной деятельности заставляют ученика приобретать и усваивать новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит школьниками без всякого нажима сверху и обретает личностную значимость.

От первоначального до конечного этапов учебной деятельности происходит интериоризация внешних действий и превращение их в умственные, внутренние действия. Данная функция учения в проектной деятельности проявляется наиболее ярко, поскольку в механизме реализации проектной деятельности учащихся заложено поэтапное и поэлементное усвоение её содержания, обеспечивающее психологические условия процесса интериоризации усваиваемых знаний и превращения их в систему умственных действий.

Одной из наиболее плодотворных концепций структуры учебной деятельности является теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В качестве компонентов структуры учебной деятельности в этой теории выделяются учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль и оценка.

В отличие от других видов учебной деятельности компоненты проектной деятельности учащихся формируются целенаправленно в процессе выполнения проектов. Вследствие этого учитель имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.

Анализ проектной деятельности школьников показывает, что на первом этапе проекта, когда вырабатывается стратегия его создания, информационная подготовка к его выполнению, формирование общего замысла, происходит одновременно и усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, аналогичное усвоению учебных ситуаций (задач) в психологической структуре учебной деятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превращение общего замысла в упорядоченную совокупность проектно-конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных действий в составе учебной деятельности. Кроме того, учебные действия реализуются и на других этапах проектной деятельности школьников, где осуществляются действия с моделью будущего проекта.

Функции учебного контроля в проектной деятельности школьников реализует заключительный этап, на котором происходит корректировка объекта деятельности, его непосредственный контроль и испытание.

В проектной деятельности школьников учебная оценка осуществляется на всех этапах выполнения проекта. Оценочные критерии (определение что «хорошо», что «плохо» для выполнения проекта) вырабатываются на основе заданных учителем эталонов в групповом обсуждении проекта.

Проектная деятельность представляет собой такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которого состоит в лёгкости усвоения и осознания структурных элементов учебной деятельности. В то время как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности. Проектная деятельность школьников своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного усвоения всех структурных компонентов учебной деятельности. Данное свойство приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что по данным В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина характерно лишь для развитых форм учебной деятельности.

3. Исторические предпосылки развития метода проектов в мировой и отечественной педагогической практике.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, изучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребёнка и коллективным опытом человеческого общества. Всё это – признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.

С начала XX в. метод проектов становится популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов – «наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. «проекты игр» – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода группой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т.д.);
  2. «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  3. «повествовательные проекты» – разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.;
  4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б в 1931 году метод проектов был осуждён и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Метод проектов Дж. Дьюи нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Используемая литература:

  1. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.: ил. – (Библиотека учителя).
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
Читайте также:

Сизова А.А. 14.01.2020 55 0
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.