РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Роль проекта в формировании активной жизненной позиции на уроках истории

Проектно-исследовательская деятельность давно перестала быть инновацией в современной школе, сегодня многие учащиеся совместно с педагогами и родителями занимаются научным творчеством.

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение. Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов.

Использование проектной деятельности на уроках истории является одним из важнейших направлений модернизации российского образования.

Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы

Чем этот метод лучше? Метод проектов:

  • во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
  • во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
  • в-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя проекты, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
  • в-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути"

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме.

На уроках по истории работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность.

Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, четверти или учебного года. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал

В этих условиях учащимся необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст и многое другое.
Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.

Меняется роль учителя: не контролируется и не направляется каждый последующий шаг работы ученика, а больше внимания уделяется процессу мотивации обучения. Ученик превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Дети учатся ставить перед собой реальные цели и достигать результата.

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением.

Методика проектной деятельности позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Тематика проектов по истории

Долгосрочные (среднесрочные) исследовательские проекты.

  1. Александр Невский: князь, полководец, дипломат.
  2. Боевые воинские искусства Древней Руси.
  3. Верования восточных славян
  4. Влияние норманнской культуры на развитие Древнерусского государства
  5. Волшебный мир легенд Древней Руси.
  6. Древнерусская школа.
  7. Древнерусские имена.
  8. Великие реформаторы России.
  9. Венценосная семья Романовых...
  10. Военное искусство в Бородинском сражении 1812 г.
  11. Воспитание детей в царской семье.
  12. Выборы в истории России.
  13. Герб России как отражение её истории.
  14. Гусары – рыцари лихие.
  15. Григорий Распутин: святой или дьявол?

Долгосрочные (среднесрочные) информационные проекты (с использованием краеведческого материала)

  1. Профессиональные запросы выпускников 9 классов школ г.Твери.
  2. Востребованные профессии выпускников 9 классов Вышневолоцкого района.
  3. Востребованные профессии выпускников 11 классов Вышневолоцкого района.
  4. Историческая литература. Её востребованность в средней школе.
  5. Читаем классику – читательские интересы учеников основной школы.
  6. Литература о Великой Отечественной войне. Её востребованность в старшей школе.
  7. Литературные произведения на исторические темы, наиболее часто используемые при написании итоговых сочинений.
  8. Герои литературных произведений на исторические темы, наиболее часто используемые при написании итоговых сочинений.
  9. Дети в жизни Д.И. Менделеева.

Долгосрочные (среднесрочные) практико-ориентированные проекты.

  1. Разработка плана-проспекта работы экспозиции «Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны».
  2. Подготовка школьной выставки «Учительские династии в нашей школе».
  3. Разработка плана-проспекта работы экспозиции «Выпускники школы – в жизни района».
  4. Подготовка школьной выставки «Учительские династии в нашей школе».
  5. Подготовка школьной выставки «Выпускники школы – жизни области»».
  6. Подготовка школьной выставки «Выпускники школы в жизни страны».
  7. Разработка плана-проспекта работы экспозиции «История школы в истории посёлка».
  8. История моей семь в истории страны.
  9. «Книга памяти».
  10. «Исследуем школу».

Тематика межпредметных проектов.

  1. История / Обществознание. Личность и политика.
  2. История / Математика. История числа «Пи».
  3. История / Литература. Отечественная война 1812г. и А.С. Пушкин.
  4. История / География. Где проходила Куликовская битва?
  5. История / Русский язык. Новгородские письмена.
  6. История / Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Трагедия Чернобыля.
  7. История / Физическая культура. Игры и масленичные гулянья на Руси. Забытые старинные русские игры.
  8. История. МХК Верования славян как суеверия современного человека.
  9. История / Технология. Боевое снаряжение в средневековой Руси X–XVI вв. и особенности его изготовления.
  10. История / Право. Элементы правового государства в политическом устройстве средневековой Руси (на примере устройства Древнего Новгорода).

В заключении хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией.

Сегодня проектная деятельность становиться интегрированным компонентом в уже структурированном процессе образования, как новая технология, реализующая целый диапазон прогрессивных образовательных идей.

Литература:

  1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
  3. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
  4. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
  5. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.
Читайте также:

Котова Галина Николаевна 17.11.2020 84 0 Фото: negativespace.co
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.