РАЗРАБОТКИ
|
Работа с трудными детьми в начальной школеКаких детей можно назвать трудными? Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим одноклассникам, часто сводят на нет все усилия педагога. Они не идут на контакт, постоянно нарушают дисциплину, дурно влияют на остальных детей. Основными признаками трудного ребёнка можно считать следующие:
В своей работе как учитель начальной школы и классный руководитель, я определила для себя истину – проблема трудных детей может быть преодолена намного быстрее, если в классе сформирован коллектив учащихся, относящийся с должной долей терпимости к «инаковости» некоторых детей. В коллективе, который сплочён на основе правильных социальных стандартов, учителю помогает в работе с трудными детьми сама атмосфера классного коллектива, всеобщее стремление достичь коллективных целей. Формирование такого коллектива и постановка таких целей являются первоочередными задачами учителя начальной школы. В младшем школьном возрасте у многих детей ещё не сформированы твёрдые морально-нравственные принципы. Поэтому без должного влияния крепкого сплочённого коллектива, трудные дети могут иметь значительное влияние на остальных учащихся. Наверняка многие учителя замечали, как быстро распространяются по классу такие негативные привычки, как насмешки, обзывание, употребление нецензурной лексики, унижение отдельных учащихся и т.д. В младших классах дети ещё очень податливы, поэтому особенно важно сформировать у них правильное отношение к подобным проявлениям негативного влияния. Формирование правильного понимания морально-нравственных качеств человека В самом начале формирования коллектива, учитель должен познакомить детей друг с другом, показывая, что у каждого их одноклассника есть очень ценные положительные качества, которые достойны похвалы. Дети должны осознать, что эти качества у всех разные, каждый человек – это неповторимая личность, к которой надо относиться с уважением, безотносительно к тому, нравится лично тебе этот человек или нет. Так как игра является одним из основных видов деятельности школьников младшего возраста, такие занятия лучше всего проводить в игровой форме. Сейчас я приведу несколько примеров используемых мною игр. 1. Свеча правды. Свет в классе затемняется. Это способствует созданию особой, доверительной атмосферы. Ученики садятся в кружок. Если размер класса этого не позволяет, дети остаются на своих местах, а учитель проходит и становится в середине класса. Учитель зажигает свечу. Держа свечу, учитель рассказывает о себе, говорит, немного о своей семье, например: «У меня есть двое детей, немного старше вас». Затем говорит о том, что очень рад учить таких умных и добрых детей. Говорит, что хотел бы получить от них немного больше внимательности или сосредоточенности и т.д. Затем учитель передаёт свечу ближайшему ребёнку. Ребёнок, у которого в данный момент находится свеча, рассказывает о себе, о своих желаниях и надеждах, а также о том, что бы он хотел в себе изменить. Учитель предупреждает детей, что говорить нужно правду, или предавать свечу товарищу, ничего не говоря. В конце игры учитель должен внимательно проанализировать сведения о тех детях, которые отказались говорить, выяснить обстановку в семье и другие обстоятельства жизни ребёнка. 2. Цветок доброты. Учитель во время классного часа или на уроке труда предлагает детям сделать из бумаги цветок с целью подарка тому из одноклассников, которого он желал бы похвалить или приободрить. После того, как цветы сделаны, дети по очереди передают цветы одноклассникам, говоря при этом какие-то добрые слова. Учитель должен предупредить, что каждому из одноклассников можно передать только один цветок. Выбирая слова, которые они должны произнести при передаче цветка, дети учатся находить положительные качества в каждом своём сверстнике, осознавать, что каждый человек нуждается во внимании, ободрении и участии. 3. Игры-квесты на природе. Такие игры особенно ценны тем, что в них могут принимать участие и родители. Класс вместе с теми родителями, которые захотели принять участие в мероприятии, выезжает в лес или идёт в парк. Здесь дети и родители делятся на несколько команд. Им ставится задача насобирать как можно больше красивых природных материалов для детских поделок или найти клад в виде пакета со сладостями, который учитель заранее прячет в определённом месте. Дети учатся работать в команде, слушать друг друга, учитывать мнение старших. Победителем становится та команда, которая не только нашла клад или насобирала больше других каштанов и орехов, а та, участники которой вели себя наиболее сплочённо. На классных воспитательных мероприятиях я, кроме игр, всегда использую беседы, во время которых стараюсь показать детям, что дружный класс – это всегда взаимная доброта и уважение. Мы проводим в классе конкурсы рисунков на тему: «Что я хотел бы подарить своим близким на праздник», «За что я ценю своих одноклассников». Определяя победителей в этих конкурсах, я стараюсь ненавязчиво донести до детей идею равенства всех учеников класса, ценность каждого из них. Хороший результат даёт совместное чтение и обсуждение сказок, например «Гадкий утёнок», просмотр мультфильмов и детских спектаклей. ФГОС рекомендует педагогам с момента появления ребёнка в школе воспитывать в нём доброжелательность и толерантность. Подобные мероприятия вполне отвечают этой задаче. По новым стандартам темам дружбы, доброжелательности, терпимости и благодарности должен быть посвящён целый цикл тематических классных часов. Они должны воспитывать не только принятие чужого мнения, не похожего на своё, но и самостоятельность суждений, смелость их высказывания, уважение к собеседнику. Причины перехода детей в разряд трудных Некоторые причины «трудности» детей младшего школьного возраста существовали всегда. Некоторые являются порождением современности. Самой главной причиной является неправильное отношение родителей к процессу воспитания. Особенности такого отношения могут быть разными:
Как работать с родителями Целью работы с родителями трудных детей является:
Что такое диагностическая карта трудного ребёнка? Для того, чтобы начать работать к классу, классный руководитель должен определить всех детей, попадающих в разряд трудных. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
Все эти сведения входят в диагностическую карту трудного ребёнка. Их классный руководитель получает методом опросов и анкетирования, посещения семей учащихся и анализом их школьной и внешкольной деятельности. Важно учитывать, что некоторые проявления неправильного поведения ребёнка могут быть не признаком недостаточного воспитания в семье, а личными качествами, например, отставанием интеллектуального или эмоционального развития. Таких детей желательно выявить ещё до начала школьных занятий, за несколько недель, а то и месяцев до того, как они придут в первый класс. Определить проблемы детей помогут стандартные задания и вопросы, которые проводятся в присутствии родителей. Участие родителей в этом мероприятии особенно важно для того, чтобы они не считали, что к их ребёнку предъявляются какие-то особые требования, чтобы они уяснили для себя примерный уровень подготовки ребёнка к школе, и при желании, смогли за оставшееся время позаниматься со своим малышом. Когда трудный ребёнок уже ходит в класс классному руководителю необходимо уделять ему максимум внимания, стараясь достичь следующего:
Формы работы с трудными детьми
Иногда бывают ситуации, когда кажется, что ребёнок одинаково запущен во всех отношениях, он плохо воспринимает информацию, грубит, лжёт, ничем не интересуется. Но такое впечатление, обычно, бывает результатом недостаточно вдумчивой работы с данным ребёнком. Всегда можно найти что-то, что поможет подобрать ключик к ученику, будь то спорт или любовь к животным, или ручной труд. Если у классного руководителя появится повод регулярно хвалить трудного ученика за какие-то его действительные достижения – это можно считать началом успеха.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены