РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Культура XX века. «Серебряный век»

Аннотация

Представленный материал является планом-конспектом урока по истории Отечества в 9 классе, в ходе которого развивается логическое и философское мышление. Представлены следующие виды работы: групповая, индивидуальная и коллективная.  В ходе урока используются элементы исследовательской и творческой деятельности обучающихся при рассмотрении произведений изобразительного искусства, во время которой проводится параллель исторических событий с современностью. Кроме того, формируется личностные ориентиры детей во время обсуждения философских вопросов, которые поднимаются в литературных произведениях представителей Серебряного века, используя интерактивный метод «Займи позицию».

Цели и задачи урока: выяснить, какое воздействие на человека оказывают литература и искусство, чем они отличаются друг от друга, почему начало ХХ века получило название «Серебряный век».

Познавательная деятельность: умение мыслить, работать с информацией, обрабатывать материал, делать собственные выводы и обобщения; работать с историческими понятиями.

Коммуникативная: уметь слышать и слушать, работать в группах, распределять роли, вести дискуссию, выражать и доказывать свое мнение, эффективно сотрудничать, формировать критическое, логическое и философское мышление.

Личностная деятельность: формировать ответственное отношение к обучению, познавательный интерес к предмету, воспитывать патриотизм, любовь к истории и культуре своей Родины, воспитывать нравственные ценности, ответственность за свои поступки, осознание роли семьи и общечеловеческих ценностей в жизни современного человека.

Тип урока: обучение умениям и навыкам (смешанный урок- типы уроков истории по ФГОСТ)

Оборудование: учебник «История России 9кл.», Л.Н Толстой «Отец Сергий», репродукции картин русских художников.

Основные термины: культура, философия, символизм, футуризм, декаданс, акмеисты и «Мирискусники».

Литература: Л.Н.Толстой «Отец Сергий» Г.Гегель» Философские истории» ( Введение), Н. Данилов « История Отечества» 9класс_

Эпиграф к уроку: «Этот мир очарований, этот мир из серебра»

План урока.

  1. Организационный момент (1- 2 мин)
  2. Актуализация знаний (5-7 мин)
  3. Основная часть (20-25 мин.)
  4. Подведение итогов урока. (7-10 мин)

Ход урока

1. Организационный момент. (сообщение темы, целей и задач)

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Во второй половине ХІХ начале ХХ века работало множество писателей, поэтов, художников, чьи произведения пользовались огромной популярностью, так как отличались своей актуальностью: их авторы пытались дать ответы на злободневные вопросы, стоявшие перед обществом и человеком. Культура конца ХІХ начала ХХ века оказала огромное воздействие на формирование личности и ее роли в обществе. Давайте вспомним, кто из писателей и художников работал в конце ХІХ века. (Учащиеся перечисляют Л.Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский)

Беседа по вопросам.

  1. Почему этот период в литературе и искусстве получил название «Золотой век»?
  2. Какие вопросы затрагивали авторы в своих произведениях?
  3. Почему они были крайне актуальны?

Учитель: Повести, рассказы, драматические произведения выносят беспощадный приговор нравам и устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции, но начало ХХ века – это переломный этап в истории, культуре в развитии общества.                           

Развитие науки привело к нарушению традиционных устоев и ценностей в жизни гармонии человека и природы, человека и общества, утраты индивидуальности, вызвало чувство растерянности, неуверенности в завтрашнем дне, чувства надвигающейся катастрофы, утраты веры в общечеловеческие ценности.

Ответ на эти вопросы пытались дать философы и литераторы, именно в этот период создаются лучшие художественные произведения. Появляются произведения, проникнутые болью и тревогой, за судьбу страны, стремлением воздействия на власть. Преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Этот период получил название «Серебряный век»

Учитель: в моих руках два предмета – золотистого и серебристого цвета.

Вопрос:

  1. Что они вам напоминают?
  2. Как вы воспринимаете такое понятие как «Серебряный век»? Какие ассоциации возникают?

(Возможный ответ обучающихся: Серебряный век – это блеск, звон, яркость, хрупкость, особый мир ощущений.)

Он продолжался с 1870 по 1910г.-это период новых направлений в литературе и искусстве, такие как: символизм, декаданс, футуризм, акмеизм; в изобразительном искусств – «мирискусники», пытавшиеся дать ответ на вопрос: в чем смысл жизни человека.

(Работа с терминами страница 113-114)

Работа с конспектом Заполнение таблицы: символисты, акмеисты, футуристы.

Критерии сопоставления:

  1. Цель творчества.
  2. Отношение к миру.
  3. Отношение к слову.
  4. Особенности форм.

Только произведения философского плана смогли дать ответ на этот вопрос. Одним из авторов таких творений стал Л.Н.Толстой. Из-под его пера выходят такие произведения, как «Живой труп», «Отец Сергий».

Обучающиеся объединяются в четыре группы: литераторы, искусствоведы, знатоки, эксперты.

1. Литераторы на основании отрывка из произведения Л. Н. Толстого должны ответить на вопрос о роли воздействия литературы на человека.

Я прочту отрывок из произведения Льва Толстого «Отец Сергий», в котором рассказывается о судьбе бывшего офицера Российской армии Степана Калатского. 

«В 12 лет Степа остался без отца, мать отдает его в Петербургское кадетское училище, где мальчик показал себя образцовым учеником, обладающим блестящими способностями по математике, иностранным языкам, химии и верховой езде. Кроме  того был красив лицом. Стройный, ловкий, всегда и везде любил быть первым, не терпел соперников и замечаний в свой адрес. Уже в училище у Степана проявились такие черты характера, как вспыльчивость необузданность, агрессивность: он едва не выбросил из окна кадета за критику его коллекции минералов, бросил блюдо с котлетами в эконома. Покровителем училища был Николай 1, которого Степан просто обожал и едва не боготворил. После окончания училища был направлен в лейб-гвардии корпус. На одном из вечеров в резиденции царя он познакомился с графиней Мэри Коротковой – фрейлиной царицы, которая была умна и необыкновенно красивая. Степан наделял ее такими чертами, как небесная чистота, утренняя роса. В один из вечеров он сделал предложение Мэри руки и сердца, Мэри дала свое согласие, но при этом сказала, что она была любовницей царя. Для Степана это стало ужасной трагедией, так как он не ожидал такого предательства от тех, кого сильно любил. За месяц до свадьбы Степан передал имение сестре, написал заявление об отставке, принял решение уйти в монастырь…»

Задание для обучающихся: определить, какими чертами характера обладал наш герой, что очень круто изменило его жизнь, как изменился его характер, правильно ли он выбрал свой путь, на что хотел обратить внимание Л.Н.Толстой. Всегда ли некоторые из нас правильно поступают в той или иной ситуации? Часто молодые люди выбирают себе кумиров, наделяя их чертами, которые далеки от идеалов. Иногда совершают ради кумиров даже безумные поступки.

Какую пословицу можно применить в данном случае? («Семь раз отмерь один раз отрежь»)

Мог ли наш герой изменить выбор своего жизненного пути? Вспомните в период правления Николая 1 какая была война (Крымская)? Такие полководцы как Корнилов, Истомин, Нахимов совершали свои подвиги ради славы? (Нет – ради любви к своему народу, своей  Родине) Мог ли быть там Степан, мог ли он быть примером для своих солдат?

Человек совершает ошибки, которые в корне могут изменить его жизнь далеко не в лучшую сторону. Поэтому, прежде чем принимать необдуманное решение, необходимо подумать о последствиях такого выбора и помнить, что жизнь – это высшая ценность, данная человеку от Бога.

Вторая группа работает над задачей «Собери мозаику»:

Рис.1 К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».

(Картина разрезается на несколько частей. Группа должна собрать картину, определить ее автора, рассказать какому событию она посвящена.)

Всегда ли у человека есть выбор? Какие чувства передает нам автор?  Что хотел донести до зрителя? Кто такие «мирискусники» (А.Н.Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, М.А. Врубель, М.З. Шагал, К. С. Петров-Водкин), какие проблемы затрагивали их произведения? Пожалуй, ответ аналогичный ответу по произведению Льва Толстого – мы должны помнить, что каждый из нас нужен родителя, друзьям или своим детям. Что основной смысл жизни человека – жить ради людей, приносить пользу себе и обществу, уметь правильно выбирать свой жизненный путь.

Задание для третьей группы: обобщение всего услышанного и составление развернутого плана.

Представьте себе, что вам предстоит защита вашей работы. Все остальные участники групп вносят свои дополнения и изменения в план.

Вариант плана

1. Работа с термином «культура»: какие факторы оказывали воздействие на изменение трактовки термина культура.

2. Работа с отрывком произведения Л.Н.Толстого «Отец Сергий»:

а) положительные и отрицательные черты характера С. Калатского;

б) причина личной трагедии Калатского;

в) выбор жизненного пути героя;

г) возможность выбора;

д) «…не создавай себе кумира…».

3. Роль литературы в формировании человека, его нравственных и духовных ценностей.   

4. Роль изобразительного искусства, чем отличается воздействие искусства на человека от литературы.

Четвертой группе предложено поработать с картиной И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Рис.2 И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Работа четвертой группы.

Перед вами картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Чем отличается данная картина от предыдущей? Что хотел донести до зрителя автор картины?

Варианты ответа: а) автор показал - юмор, находчивость, остроумие, дружбу, взаимную поддержку, любовь к жизни, веру в победу над турками и татарами.

Учитель: Мы можем сделать вывод, что картина отображает те жизненные чувства которые должны присутствовать у каждого из нас.  Она как бы заряжает нас своей положительной энергетикой.

Ваша задача – написать письмо политику или деятелю культуры, Президенту. Основными критериями будут: корректность, структура письма, знание исторической ситуации, умение правильно выражать свои мысли и требования.

А) чтобы вы хотели изменить, потребовать;

Б) на основании чего вы выдвигаете свои требования;

В) чем они обоснованы.

IV Закрепление материала.

Вопрос:

  1. чем отличается воздействие изобразительного искусства на человека от воздействия литературы?
  2. какой период охватывает «Серебряный век»?
  3. какие направления появились в литературе и искусстве?
  4. почему современное общество ставит перед молодежью проблему быть всесторонне развитой личностью?

Рефлексия:

  1. Что нового вы узнали на данном уроке?
  2. Что вы лично взяли для себя исходя из тематики данного материала?
  3. Что бы вы хотели дополнить данный план (варианты дополнения могут быть различными).

Выводы: Используя материал литературы и искусства на данном уроке мы познакомились: с воздействием литературы и искусства на внутренний мир человека: формировании его нравственности, этики и культуры поведения, моральных, правовых и этических норм, умению общаться с другими людьми, правильно делать выводы из сложившихся ситуаций, помнить что жизнь – это высшая ценность. Помнить, что «Серебряный век» стал могучим ускорителем общественной жизни, генератором духовных сил, творческих высот. Открытия русской философской мысли в литературе и искусстве дали творческий импульс в развитии русской и мировой культуре, содействовали появлению новых направлений, новых идей, стимулов и жанров.

Домашнее задание. Подготовит сообщения о роли музыки и театра.

Автор:
Дриенко Галина Яковлевна,
учитель истории,
МОУ «Лицей №37 г. Донецка»

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика