РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Успешность освоения учебного материала

Первые годы обучения в школе показывают, что далеко не все дети готовы к школьному обучению.

Что же мешает младшему школьнику быть успешным в освоении учебного материала?

Причин много:

  1. недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.);
  2. плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации;
  3. очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением);
  4. искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»);
  5. низкая готовность к нагрузкам (непременная составляющая письма);
  6. узкий кругозор (не знают сказок; не умеют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.).

Наряду с другими проблемами социального, психологического характера всё это мешает плодотворной работе ученика и учителя.

Как разрешить эти проблемы?

Ушинский писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика, или сильно врезавшийся в его память, сам собою, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она неполна, приводит её в естественную систему, если она расположена не логически. Для первых упражнений необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».

Он видел наглядность в упражнении наблюдательности, логичности и в уменье верно выражать в словах свои наблюдения и делать из них логические выводы. Язык неразрывно связан с мышлением и служит важнейшим средством человеческого общения.

Поэтому необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.

Необходимо:

1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности (предметных рисунков, картинок из жизни детей и природы)

Очень удачно используется для развития устной и письменной речи тематика, связанная с природными явлениями, метод сравнения. Например, можно провести сравнение кустарника и дерева по существенным признакам. Прежде всего, обратить внимание на ствол дерева. Рассмотреть ветки и их расположение. (Ветки дерева отходят от ствола в разные стороны и образуют у каждого дерева особую крону). Затем рассмотреть куст. Ветки системы куста идут от земли и кроны не образуют. Это и составляет существенные отличительные признаки куста и дерева. Наличие такой работы помогает делать обобщающие выводы - чем отличается дерево от куста. После этого можно дать описание дерева.

  1. Хвойное или лиственное дерево.
  2. Внешний вид (ствол, расположение веток, листья, плоды и т. д.).

Сравнение можно проводить и в процессе чтения.

Во время экскурсий предложить прислушаться к звукам природы. Осенью листья шелестят так, как никогда не шелестят летом. Весной послушать журчанье ручьёв, бульканье воды; летом - щебетанье птиц, жужжанье пчёл и шмелей. После следует с детьми вспомнить, что они видели и слышали на экскурсии. Дети - мастера подражать. Подражание - тоже путь к развитию мышления и языка ребёнка.

Подражательная способность детей заставляет учителя с особенной ответственностью подойти и к своей речи. Ученик подражает речи учителя. Вот почему речь учителя она должна быть грамотна и литературна. Содержание речи должно строго соответствовать умственному развитию детей. Язык учителя должен быть точный, ясный, простой.

2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и др.).

3. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.

4. Развивать все виды речевой деятельности в комплексе средствами различных предметов, т.е. использовать задания на развитие умений речевой деятельности не только на уроках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, но и на других занятиях.

Нельзя отбивать у ребёнка желание говорить и высказывать своё мнение, иначе вырастет пассивный слушатель, который не стремится делиться своими мыслями и эмоциями.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены