РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения

Основная цель моей педагогической работы: развитие познавательных способностей учащихся.

Задачи: способствовать развитию интереса учащихся к урокам русского языка и литературы; проводить мониторинг учащихся с целью выяснения мотивов обучения.

Мотивация к учебной деятельности является основным условием успешного обучения школьников. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» /В. А. Сухомлинский/.

Мотив (от латинского) − приводить в движение, толкать. Мотивация-побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Наличие или отсутствие мотивации – главный фактор, который определяет, будет или нет учиться ребёнок. Поэтому в своей работе я стараюсь применять наиболее эффективные современные методы стимулирования и мотивации обучения: ИКТ, игровые методы. Задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, синквейнов, инсценировок, составление презентаций.

Использование технологии проблемного обучения помогает создать наиболее благоприятные условия для формирования познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности. Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаем вопросы, волнующие учеников.

У детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки – презентации, уроки – концерты, читательские конференции, семинары. Дети рисуют иллюстрации к литературным произведениям, пишут сочинения – эссе, сочиняют стихи. Ко Дню матери каждый ученик моего класса написал стихотворение, посвящённое маме, во время проведения Недели русского языка и литературы все учащиеся предоставили свои работы на конкурс.

На формирование мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся. Приучаю учащихся к анализу и сравнению собственных результатов и достижений. Слежу за тем, чтобы учебные задания соответствовали возрастным ограничениям, проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Для формирования внутреннего интереса подбираю задания с элементом новизны, значимого интересного материала.

Для решения поставленных задач использую следующие пути: создаю психологически комфортную обстановку на уроке, использование ИКТ, чередование разных видов деятельности. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

В своей работе использую следующие педагогические технологии:

  1. Технологии личностно-ориентированного обучения
  2. Технология системно-деятельностного подхода
  3. Проектная технология
  4. Технология дифференцированного обучения
  5. Здоровьесберегающие технологии.

Использование данных технологий позволило стимулировать самостоятельность учащихся, повысить самооценку ученика, развить наблюдательность, творческие способности, раскрыть потенциальные возможности личности.

Проектное обучение на уроке позволяет решать следующие задачи: повышает самооценку, развивает наблюдательность, уверенность в себе.

Дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой исследовательской деятельности учащихся. На уроках с применением технологии развивающего обучения каждый ученик работает в меру своих сил. Познавательные задания применяются на каждом уроке, стоит их на каком – то уроке не дать – и детям становится неинтересно, ведь они привыкли к мыслительной деятельности.

Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке стараюсь видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников. Если слабый ученик неверно выполнил задание, стараюсь где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа. Мы должны формировать личность человека, учитывая его индивидуальные возможности, интересы и склонности. Вот поэтому еще К.Д. Ушинский отмечал, что «мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе, но говорим - изучайте законы процессов, с которыми имеете дело, и поступайте в соответствии с этими законами».

Одним из важнейших критериев результативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития». Поэтому отслеживаю результаты учеников, использую систему формирующего оценивания. На этапе закрепления и проверки знаний по определенной теме часто проводятся нетрадиционные уроки, что в значительной степени повышает интерес учащихся к уроку.

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю усложненные задания, которые содействует повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют проекты, выполняют исследовательские работы.

Применение технологии развивающего обучения на уроках помогает добиваться поставленной цели, создает творческую атмосферу среди учащихся.

Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся. Использование развивающей технологии в обучении позволяет достигнуть определенных результатов: развивающее обучение активизирует мыслительную деятельность, формируется положительная мотивация к изучению предмета и развитие познавательного интереса не только к отдельным темам курса, а в целом к предмету.

Стараюсь обеспечить обучающимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков. Учу детей рефлексии, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта.

Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, учу выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Использую на уроках работу в парах – форму организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству.

Этап урока по закреплению учащимися предметных знаний организую в форме проекта. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. На уроках комбинированного типа даю следующие задания: составить словарик «Пиши правильно», словарь в картинках.

Начиная с первых уроков, обучаю оценивать устные ответы. На уроке литературы предлагаю учащимся высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям: знание текста, выразительность чтения. При этом разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

Для формирования и развития регулятивных УУД применяю и такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ при написании словарных работ.

С помощью рефлексии на уроке формирую умение анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). Обучаю школьников самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке. Систематически организую на уроках работу со справочными материалами. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Педагогической практикой доказано, что результативность обучения напрямую связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При проектировании урока отдаю предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. В своей педагогической практике руководствуюсь словами В.А. Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Просвещение,1980.
  2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 1999.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.
  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998 .
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены