РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование учебных подкастов в обучении чтению аутентичных текстов на иностранном языке учащихся старших классов

В Процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся аспект чтения иноязычных текстов рассматривается не только как самостоятельный вид речевой деятельности, но и как основа для обучения говорению, аудированию, письму на изучаемом языке.

Одним из источников содержания обучения чтению в школе наряду с традиционными учебными текстами следует рассматривать современные аутентичные тексты. Аутентичным (в переводе с английского «аутентичный» означает «естественный») традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Обучению чтению как виду речевой деятельности осуществляется на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Аутентичные тексты, используемые в учебном процессе, обладают рядом преимуществ:

  1. Аутентичный текст является источником лингвистической социокультурной информации. Он обогащает знание учащихся о культуре стран изучаемого языка, вооружает их информацией и опытом, которые могут быть использованы в реальном непосредственном общении.
  2. Аутентичные тексты и задания призваны не только совершенствовать речевые и языковые способности учащихся, но и развивать у них способность к рефлексии собственного поведения (речевого и неречевого), их мыслей и чувств.
  3. Аутентичные тексты разнообразны по стилю и тематике, работа над ними вызывает интерес у обучаемых.
  4. Аутентичные тексты иллюстрируют функционирование языка в форме принятой его носителями, и в естественном социальном контексте [1].

В рамках коммуникативно - ориентированного подхода обучения чтению работа над аутентичным текстом осуществляется в три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

  • Предтекстовый этап предполагает активизацию тематических знаний учащихся без полного проникновения в смысл текста, снятие возможных трудностей в понимании его содержания и мотивирование к его прочтению.
  • На текстовом этапе учитель предлагает задания, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико - семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое.
  • На послетекстовом этапе учитель использует формы работы, направленные на контроль понимания содержания текста и его интерпретацию: вопросно - ответные упражнения, дифференцированный пересказ, расширение и продолжение рассказа обучающимися, составление ситуации к тексту, составление рассказа по аналогии, составление диалога по теме рассказа, драматизацию и др.

В зависимости от целевой установки различают и выделяют следующие виды чтения: просмотровое / поисковое, ознакомительное, изучающее.

Следует отметить, что применение современных информационных технологий во многом способствует обогащению содержания обучения чтению посредством аутентичных текстов из ресурсов Интернет [2].

Самый большой выбор подобных текстов можно найти на социальном сервисе подкастов.

Различают как аутентичные подкасты (созданные для носителей языка), так и учебные подкасты (для учебных целей).

Кроме того, учебные подкасты могут быть

  1. дидактизированными, т. е. представлять наряду с печатными текстами и аудиотекстами дидактический материал
  2. недидактизированными подкастами.

Разнообразные подкасты предлагает сайт http: // www.dw.com. Здесь можно найти медленно прочитанные новости, различные публицистические тексты со списком слов к ним, а также интересные факты. На сайте есть подробная статья на русском с описанием, как пользоваться предлагаемыми материалами, и список всех подкастов доступных в этом формате. Для большинства текстов есть транскрипты (расшифровки в виде печатного текста), списки слов и задания.

Использование подкастов как средства обучения чтению аутентичных текстов открывает большие возможности, поскольку: во - первых, предлагаемый материал является актуальным. Информация в подкастах всегда свежая, новая. Во - вторых, материалы в подкастах всегда аутентичны. Это дает возможность слышать «живую» немецкую речь на уроке немецкого языка. В - третьих, использование подкастов на уроках служит повышению мотивации изучения иностранного языка, дают возможность самостоятельного изучения, позволяют осуществлять самоконтроль, а также разнообразят занятие. Вместе с тем подкасты можно подобрать любой степени сложности, любой тематики, различной продолжительности и объема, что позволяет использовать подкастинг ученикам с различным уровнем иноязычной подготовки.

В данной статье мы рассмотрим подробнее пример работы над чтением аутентичного текста „Jugendherbergen – anders als früher“ [3] на уроке немецкого языка в 11 классе.

Цель: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в рамках изучаемой темы.

Задачи урока:

  1. учить читать с полным пониманием текст, осуществляя поиск определённой информации;
  2. учить обмену информацией, полученной из прочитанного текста;
  3. стимулировать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома;
  4. ознакомить учащихся со страноведческими реалиями ФРГ.

Предтекстовый этап:

I. Ihr wisst schon, dass es in Deutschland verschiedene Urlaubsaktivitäten und verschiedene Urlaubsmöglichkeiten gibt. Wir haben uns auch mit verschiedenen Übernachtungsmöglichkeiten bekannt gemacht: repräsentativen Hotels, kleinen Hotels und Pensionen, Campingplätzen. Es gibt noch eine Art der Unterkunft – die Jugendherberge. Was verbindet ihr mit dem Wort „Jugendherberge“? Sammelt die Assoziationen.

На предтекстовом этапе учащимся предлагаются новые слова для ознакомления и изучения. Для семантизации выбран беспереводный способ (объяснение на изучаемом языке). Учащимся предлагаются карточки со словами из текста [3].

Текстовый этап:

II. Lest den folgenden Text und markiert die richtige Aussage.

1. Welchen Vorteil hat eine Jugendherberge gegenüber einem Hotel?

a) Sie kostet weniger.
b) Dort gibt es Internet.
c) Dort gibt es Einzelzimmer.

2. Welche Aussage trifft auf Jugendherbergen zu?

a) Die meisten Gäste in Jugendherbergen sind junge Touristen.
b) Man muss Mitglied im Jugendherbergswerk werden, um in einer Jugendherberge übernachten zu können.
c) Jugendherbergen gibt es nur noch in großen Städten.

3. Was ärgert Rainer Spenke?

a) Dass in Jugendherbergen Tagungen stattfinden.
b) Dass Jugendherbergen nur Jugendliche aufnehmen wollen.
c) Dass Jugendherbergen finanziell vom Staat unterstützt werden.

4. Welche Form kann man nicht einsetzen? „Auch Geschäftsleute nutzen…Jugendherbergen.“

a) häufig
b) häufiger
c) häufigsten

III. Ferien in der Jugendherberge Pro und Kontra!

Lest den Text noch einmal und sammelt in Gruppen Argumente jeweils für und gegen die Ferien in der Jugendherberge. Schreibt die Argumente in Stichpunkten in die Tabelle.

На послетекстовом этапе учащимся предлагаются следующее задания:

IV. Führen Sie ein Gespräch mit einem Partner. Sie möchten zusammen Urlaub machen, aber Sie haben verschiedene Wünsche. Bringen Sie Ihre Argumente vor. Finden Sie am Ende eine gemeinsame Lösung.

V. Solltet ihr noch nie in einer Jugendherberge übernachtet haben, sucht eine im Internet und beschreibt sie (z. B. auf der Seite: http: // www.jugendherberge.de).

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что использование подкастов в процессе обучения чтению аутентичных текстов способствует повышению эффективности овладения обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией, поскольку способствует не только формированию умений и навыков чтения, но и одновременно предлагает возможности, обучить учащихся другим видам речевой деятельности.

Список использованной литературы

  1. Бредихина, Н. М. Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка [Электронный ресурс] / Н. М. Бредихина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/05/28/nekotorye-formy-raboty-s-autentichnymi-tekstami-na. – Загл. с экрана.
  2. Евстифеева, О. В. Осваиваем иностранный язык, используя его как инструмент познания. Развитие навыков чтения в старших классах на основе использования аутентичных интернет - текстов [Электронный ресурс] / О. В. Евстифеева. – Режим доступа: http://globuss24.ru/doc/razvitie-navikov-chteniya-v-starshih-klassah-na-osnove-ispolyzovaniya-autentichnih-internet-tekstov. – Загл. с экрана.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика