РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитательный потенциал фронтовых писем

В наши дни Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.

Использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. В современной педагогической практике стал все чаще использоваться метод «погружения в историю». Для урока, выстроенного по такому методу характерны активные формы обучения. Чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы. Безусловно, чтобы такой урок получился плодотворным, педагогу необходимо тщательно подобрать дидактический материал, который с одной стороны должен правдиво отразить дух исторической эпохи или конкретного события, и, с другой стороны, вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, желание сопереживать и узнавать процесс изнутри.

Одним из приемов метода погружения является моделирование по принципу реконструкции. Учащиеся ставятся исследователями, когда по отрывкам из документов, мемуаров, писем и других источников им предлагают воссоздать историческую ситуацию, сделать выводы.

Учитель в данной работе играет роль консультанта по подбору дополнительной литературы, уточнению конкретных фактов. Анализируя источники, сопоставляя разные точки зрения на одно и то же событие, период, личность, ученик осознает сложность и многомерность истории. Кроме этого, подобный подход развивает творческую активность учащихся, их стремление к исследовательской деятельности.

Работая с источниками по моделированию исторического процесса, ученики непрерывно находятся в поиске, при этом они не только запоминают информацию, но и сопоставляют ее с глобальным историческим процессом, как бы расставляют события по местам, полученные знания становятся не навязанными, а осознанными.

Учебный проект «Фронтовые письма», как раз и построен на методе погружения. Через призму изучения писем ребята по крупицам воссоздают полную картину обороны Севастополя и другие сражения и боевые операции в период Великой Отечественной войны.

В группе - 14 человек, учащихся параллели 8-х классов. Пожалуй, это именно тот возраст, когда дети могут не только понять всю канву исторических событий, но объяснить и прочувствовать многие поступки людей. Изучать тему ВОВ ребята начали на базе архива писем Якова Иосифовича Корсунского, который был предоставлен работниками музея ЧУС МИМК "35-я береговая батарея". Первый этап работы предполагал сделать аутентичный перевод писем, оказалось, что сделать это не так просто. Не совсем понятный подчерк, выцветшие, потемневшие места, кое-где совсем не читаемый текст. Неясные выражения и аббревиатуры заставили ребят заглянуть в словари и энциклопедии.

Упомянутые в тексте писем названия местности, имена родственников и сослуживцев направляют к изучению карт, расположению войск. Поисковая работа по базе «Мемориал» также вызвала живой интерес.

Как настоящий исследователь, ученик шаг за шагом движется к самому главному – пониманию и осознанию исторических событий. Он работает с картами, словарями, воспоминаниями и периодическими изданиями того времени. В результате работы он начинает слышать живой язык прошлой эпохи, ощущать чем жили, как дышали люди тех времен, сопереживает и радуется за них. Его интерес подогревает каждая радость от крупицы найденной информации для воссоздания полной картины. Многие поступки дети примеряют на себя «А смог бы я?» поступить также. Таким образом, двигаясь от частного к общему, через личные письма, которые писали конкретным людям прочувствовать дух эпохи, реконструировать историю.

Важность такой работы состоит в углубленном изучении темы, повышении заинтересованности учащихся за счет того, что задействована эмоциональная составляющая познавательного процесса.

Возможно, участие в проекте для кого-то из ребят не пройдет бесследно и перерастет в нечто большое, чем просто поиск информации. Может быть это будет хобби, они могут стать волонтерами, участвовать в поисковой работе на местах боевых сражений. Кто-то из них решит найти больше информации о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.
Такая работа необходима, т.к. стимулирует и активизирует не только учебные умения и навыки, но и формирует гражданственно-патриотические качества личности учеников.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены