РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи в 7 классе

Нелидина Ирина Николаевна,
учитель МОУ СОШ с. Старый Хопёр
Балашовского района Саратовской области

Урокам развития речи в современном процессе образования отводится достаточно времени. Общеизвестно, что задача формирования коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной учёбой, умением аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, дискутировать, доказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу не только русского языка и литературы, но и по любому другому предмету школьного курса.

Одним из уроков развития речи в 7 классе является урок описания действий, преследующий следующие цели: познакомить учащихся более подробно с ролью текстов – описаний действия, в которых уместно использование глаголов и наречий; продолжить формирование и развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, их умение быть внимательными; воспринимать поэтический текст и давать ему эмоциональную оценку.

Урок строится на основе стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», отпечатанного для каждого ученика. Таблица для заполнения на уроке – важный элемент, позволяющий контролировать рефлексию на уроке. Музыкальный цикл П.И.Чайковского «Времена года» станет важной составляющей одного из этапов урока.

Урок начинается с вступительного слова учителя.

- Сегодня мы будем говорить об описании действий. Казалось бы, что в этом сложного!? (учитель зачитывает текст упражнения 237 по учебнику русского языка для 7 класса, автор М.Т.Баранов и др.). 

- Но на нашем уроке мы попытаемся найти описание действий и в поэтическом тексте А.С.Пушкина «Зимнее утро», и изображение действий на картинах известных русских художников, и в музыкальном произведении П.И.Чайковского «Времена года» с тем, чтобы дома вы создали свой шедевр – мини-сочинение, в котором тоже опишете действие. 

В начале урока для выявления уровня знания пройденного ранее используется рефлексия содержания учебного материала. 

Учащиеся отвечают на вопросы:

а) Какие типы речи вы знаете?
б) Как строится текст – описание?
в) Какие виды текстов – описаний вам известны? (описание предметов, интерьера, животных, внешности человека).
г) Слова какой части речи, по вашему мнению, преобладают в описании действий? Почему?
д) Нужны ли нам для составления такого текста наречия? С какой целью мы будем их использовать?

После беседы записывается тема урока и составляющие признаки сочинения – описания действия: 

а) Последовательность в описании;
б) Точность в описании;
в) Использование глаголов и наречий. 

- Как вы думаете, описание действий характерно только для прозаической речи? 

На следующем этапе урока работаем с текстом пушкинского произведения. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления текста стихотворения «Зимнее утро». Работа в группах способствует активной работе каждого ученика. 

Учитель читает стихотворение «Зимнее утро», а затем ученики отвечают на вопросы:

- Знакомо вам это произведение?
- О чем оно?
- Какие изобразительно-выразительные средства вы в нем можете отметить? 

Каждая группа получает своё задание: найти и отметить в тексте: 

  • существительные (их 39) – 1 группа, 
  • прилагательные (18) – 2 группа, 
  • глаголы (20) – 3 группа, 
  • наречия (5) – 4 группа. 

Эта работа возможна на фоне музыки из цикла «Времена года».

- Какие результаты у вас получились? Как вы думаете, почему велико количество глаголов?
- Какие признаки сочинения – описания есть в данном стихотворении? 

Учитель может обратить внимание детей на то, что в стихотворении А.С. Пушкина зима не усыпляет, а зовёт к действию.

Закончен этап работы с поэтическим текстом, и внимание учащихся переключается на репродукции картин известных русских художников, изобразивших зиму (К.А. Коровина, К.Ф. Юона, И.И. Шишкина, Г.И. Нисского, И.Э.Грабаря и других). Выполняется функция рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся, которая помогает переключиться на несколько иной вид деятельности, развивающий наблюдательность, умение правильно оформить свою мысль, опираясь на видение художественного произведения. 

-Можно ли какие – либо из этих картин соотнести со стихотворением «Зимнее утро»? Почему?

-Согласны ли вы с тем, что на всех полотнах художников «застывшее» действие? А что вы можете сказать о действии в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»? (действие в квадрате?). 

Учитель предлагает ученикам сделать записи в таблицу, заполняемую ими на уроке, и дети продолжают записывать свои мысли, ощущения в таблицу «приращения» знаний. Очень выигрышным является приём сопоставления репродукций картин известных художников с рисунками бывших учеников школы, которые выполнили свои иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». 

Учитель предлагает найти в тексте стихотворения строчки, которые можно было бы подписать под данными рисунками. Учащиеся называют свои варианты. 

- А что вы изобразили бы на иллюстрации к этому произведению А.С.Пушкина? 

Интересным этапом урока является задание, предлагаемое далее учителем: попробуйте передать прозой стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Не удалось? Почему? (Стихотворение ярче, точнее, состязаться с Пушкиным – бесполезно!). 

- Действие можно передать и в музыкальном произведении с помощью нот. Вам приходилось слышать что-то подобное? Я предлагаю вам вслушаться в пьесу «У камелька» из цикла П.И.Чайковского «Времена года» и потом рассказать, какие действия вы представили во время двух с половиной минут её звучания. 

Проверяются записи в таблице, заполняемой учащимися во время урока (заслушивается выступление 2-3 человек). Подводятся итоги урока, выставляются оценки. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся оценивают и свою активность. 

В качестве домашнего задания учащимся предлагается описать действия в сочинении. Возможные темы: «Утро», «Начало дня», «Я начинаю день». 

На данном уроке, в соответствии с концепцией развивающего обучения, школьники учатся работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Совместная деятельность учащихся и учителя позволяет совершенствовать коммуникативные навыки детей, развивать личность каждого ученика, формировать его ассоциативное мышление.

Читайте также:
Всего комментариев: 2
avatar
1 lerka • 13:19, 12.01.2014

Очень интересный подход. А мои дети уже который год на этом уроке приготовление блюд описывают.
avatar
2 Назаровна • 20:12, 12.01.2014

Здравствуйте! Спасибо за комментарий! Довольна, что кому-то может пригодиться данный материал.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены