РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков

В настоящее время неоспорим тот факт, что развитие общества идёт намного быстрее, чем модернизация методики преподавания в образовании.

Система образования не в состоянии за короткое время модернизировать все ступени образования, поэтому основная работа по внедрению инноваций ложится на плечи учителей. При этом встаёт следующая проблема - обеспечение учителей соответствующими ресурсами и обеспечение возможности переквалифицироваться, согласно требованиям общества. Эту проблему решает внедрение в систему образования курсов повышения квалификации педагогических работников Сш №14 ст.Бесколь.

«Стержневой фигурой совершенствований деятельности школы, и обеспечения успешности учеников является учитель».(Руководство стр 110).

У многих современных учителей до сих пор сохранился авторитарный стиль преподавания. Результатом работы учителей в таком стиле является, пассивность детей на уроке, неспособность самостоятельно добывать знания, отсутствие умений большинства учеников применить эти знания в повседневной жизни и в процессе адаптации в социуме. На практике после первого этапа прохождения курсов я задалась целью- посмотреть на сколько эффективно и оправдана интеграция идей семи модулей программы в современный образовательный процесс.

«Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным учебным действиям и развитию критического мышления у других». (Руководство для учителя стр.165)

Стремясь развивать критическое мышление у детей, прежде всего учитель должен уметь критически мыслить. Данный модуль Программы предполагает развитие критического мышления не только у учащихся, но и прежде всего у учителя. Развитие критического мышления в процессе обучения способствует выработке таких качеств как: целеустремлённость, ответственность, независимость, уверенность в себе, способность к самообучению. Недаром мудрые слова гласят: Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь. Исходя из этого моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в решении которой учащиеся сами формулируют цели и тему урока.

Многие учителя используют в своей практике приёмы развития критического мышления, такие как «Мозговой штурм», составление синквейна. Планируя и внедряя в практику приёмы критического мышления я стремилась применить опыт учителей, но у меня было недостаточно знаний и умений. И всё же я стараюсь быть учителем, который стремится идти в ногу со временем и желает самосовершенствоваться, я и оказалась на третьем базовом уровне Программы. На каждом из проведенных трёх уроков серии последовательных уроков, использовала модуль Обучение критическому мышлению». На своих уроках стремилась развивать мышление учеников, повысить уровень усвоения детьми материала, учить детей применять полученные знания в жизни.

Раньше, я работала традиционно, на уроке основную часть времени говорила сама, задавая детям вопросы, такие как: Как? Что? Сколько?

В своей практике применяла демонстрационные вопросы для проверки знаний и понимания изученных знаний у учащихся. Не оценив особого значения задаваемым вопросам, отвечая на которые ученики должны были размышлять, оценивать, обосновывать, аргументировать, не обдумывала постановку вопросов от простых к более сложным. Ученики в основном занимались по шаблону, а я объясняла детям музыкальный материал. В процессе обучения ученики не задавали вопросов, не занимались исследовательской работой, самостоятельно не «добывали» знания, приобретали их в процессе моего объяснения материала. На обычном уроке ученик воспринимает информацию, которую передаёт ему учитель, учащийся не проверяет, не оценивает и не доказывает. На уроках дети были не внимательны, отсутствовало желание к выполнению заданий, чаще всего не выполняли домашнее задание, аргументируя это своей забывчивостью, у учащихся отсутствовала мотивация к обучению.

Изучив модуль Программы «Обучение критическому мышлению», мне стало понятно, что учителю на уроке нужно быть в тесном контакте с детьми, выступать как равный партнёр. Нужно каждому ученику дать возможность раскрыться, формировать способность мыслить и уверять каждого ребёнка в его уникальности. И тогда, на уроке ученики из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд активных участников образовательного процесса. В центре урока должен быть не учитель, а ученик.
Внедрив этот модуль в планирование уроков, я надеюсь на следующие прогнозируемые результаты: развить у детей умение анализировать, аргументировать ответы, объяснять, доказывать, рассуждать и делать выводы.

На уроках я планировала работу детей в парах индивидуально и в группах. Изначально не все учащиеся включались в работу в группе, т.к. привыкли традиционно получать определённую порцию информации, а не добывать её самостоятельно. У детей не было навыка общения в группе, для обмена знаниями они не умели и стеснялись задавать друг другу вопросы. На поставленные вопросы отвечали односложными, неполными ответами, они не могли аргументировать свои ответы, доказывать, оценивать. И всё же командный дух сплотил учеников, им понравилось общение друг с другом обмениваться своими идеями и знаниями, достигать одной цели. Каждый понимал свою значимость и огромную роль для команды. Я думаю, что только, создав в группе атмосферу доверия, понимания и уважения друг к другу, можно ожидать положительных результатов.

Для реализации поставленных целей в серии уроков музыки я проводила следующую работу:

Рассмотрим каждую стадию в отдельности.

На стадии вызова я стимулирую учащихся к актуализации опорных знаний.

Направляя познавательную деятельность учащихся, систематизировала информацию, полученную от других учеников при групповой работе. При этом важно не критиковать ответы, так как любое даже ошибочное мнение учащегося ценно.

В этой работе ученик со слабой мотивацией пытался выразить свое мнение и попробовал самостоятельно сформулировать тему и цель урока, выдвигая свои мысли, он пусть и ошибочно, но высказался. А дети не восприняли его с негативом не засмеялись, а наоборот попытались перенаправить его ответ в нужное русло. Здесь можно проследить интеграцию модуля критическое мышление и приемов диалогового обучения, в условиях коллаборативной среды.

Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, так как один этап логически продолжает другой. На этой стадии урока учащиеся задавали вопросы друг другу, учителю, учитель ученикам и воспроизводили в памяти, изученные ранее знания. Учитель на этой стадии направляет учащихся, играет роль собеседника и наставника.

При использовании приема «Ассоциативные картинки» учащихся прекрасно справились с заданием. Здесь и ученики с хорошей и слабой мотивацией показали хорошее восприятие. Так ученики из групп "А" и "С" приняли активное участие в формулировании темы и цели урока. Совместными усилиями они достигли результата. На этом этапе я старалась поощрять и стимулировать учащихся, применяла формативное оценивание. Для того чтобы развить интерес, и подстегнуть их желание и стремление к работе.

Стадия вызова это именно тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку, и сохранить его до конца. Также, желательно на данном этапе провести деление на группы. Затем переходить к самостоятельной работе по изучению нового материала, с помощью кластеров и презентации.

На стадии осмысления первого урока я использовала видео фильм «Струнные инструменты фундамент симфонического оркестра».

Просмотрев данный фильм, ученики проанализировали, его через составление тонких и толстых вопросов. Например ученик из группы "С" задавал вопросы: как вы думаете для чего мы посмотрели этот фильм, как будет звучать произведение если струнные инструменты исключить из оркестра? что хотел выразить композитор в главной партии струнных инструментов в своём произведении?

Формулирование таких вопросов было не характерно для этого ученика, отсюда можно сделать вывод - что я правильно объяснила, что вопросы не должны быть однотипными, а ответы на них должны быть качественными и обдуманными .

Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения, по Руководству для учителей определяется в «стимулировании к конструктивным высказываниям, в поддержке и развитии креативного и критического мышления, в содействии и формировании знаний, в развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников».

На этапе рефлексии я применила прием прозрачного журнала «Лестница успеха», где предложила учащимся впервые оценить свою работу, знание, понимание, самостоятельно. Для того чтобы в непринужденной форме отследить уровень усвоения знаний учеников, и развить чувства уверенности и самокритичности. Поставив такую цель для меня было важно пронаблюдать процесс оценивания. Здесь я увидела, что зная правила оценивания многие ребята, слишком критично подошли к этому заданию, кто-то наоборот попытался преувеличить свои возможности. В дальнейшем необходимо продолжить данную работу и более подробно объяснить учащимся с какой целью и для чего мы ввели этот прием.

На стадии осмысления, второго урока я использовала прием «ИНСЕРТ» сразу же возникли трудности, учащиеся читали текст, но не один из ребят, не задумался над его осмыслением и в дальнейшем над всей работой в целом связанной с текстом. Это сказалось на работе с заполнением таблицы. Дети ответили всего на две графы таблицы и не смогли обсудить выполненный ими материал в паре.

Прием «ФИШБОУН» смог помочь мне в понимании того, как учащиеся освоили тему, и кто в какой степени понимания оказался слабее.

По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. А ученики со слабой мотивацией , переложили свои обязанности на других и воспользовались их ответами при защите проекта. Отсюда следует вывод, что при формулировании заданий следующих уроков мне надо больше внимания уделить, на разноуровневый метод.

Прием « Мозговой штурм» помог мне в закреплении учебного материала. Я выбрала этот прием, потому что при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же детей. Все учащиеся активно работали друг с другом, прочитав вопросы, быстро находили ответы и легко справились с заданиями. Здесь акцентировав внимание на взаимодействии учащихся в группах, повторив правила работы, я отследила небольшую динамику роста, учеников со слабой мотивацией многие из них не сидели, молча и не ждали конечного результата, а напротив, старались высказывать свои идеи и мысли.

Домашнее задание уроков были в следующем виде: помимо закрепления и чтения текста, составлять кроссворды.

При планировании и проведении третьего урока по теме «Казахские народные инструменты» для создания коллаборативной среды я использовала прием « Кораблики пожеланий», я взяла его для того чтобы решить проблему нежелания одноклассников брать друг друга за руки, и говорить пожелания, которые в свою очередь способствуют формированию доброжелательной доверительной атмосферы в классе. Этот прием заинтересовал учеников, помог учащимся создать непринужденную атмосферу взаимодействия, даже избегая тактильного контакта.

На моих уроках учащиеся работали как в парах, так и индивидуально.

Потому что развитие критического мышления происходит самостоятельно «Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими» Именно работая в группах, они спорят, возражают, обмениваются мнениями с другими, уточняют и углубляют свою собственную позицию. (1). Работать в группе я предлагала на этапе Осмысления. Каждой группе на всех уроках раздавала задания в основном направленные на изучение нового материала самостоятельно. При прослушивании музыкального произведения дети анализировали, выслушивали мнения друг друга по поводу как презентовать прослушанный материал, как изобразить его в виде творческой презентации.

В рефлексивном моменте последнего урока я использовала прием критического мышления поставив перед учащимися вопрос «Как должен выглядеть ученик нового поколения на уроках музыки». Запланировав это задание я хотела отследить какие изменение внесло внедрение идей семи модулей Программы в учебный процесс и отношения детей к этим изменениям.

Работая с детьми я старалась отойти от привычного стереотипа учителя. Развивая в них самостоятельность при добычи знаний, старалась стать им наставником, консультантом. Так мои ученики стали моими партнерами в работе на уроках.

При использовании модуля критическое мышление, мне удалось, организовать такую среду в обучении, в которой каждый из них исходя из своих индивидуальных особенностей, проявлял активность, действовал и делал выбор, преодолевал препятствия, и возникавшие затруднения. Применение приемов критического мышления на уроках позволили выделить у учеников: умение творчески мыслить и представлять свою работу без скованности и стеснения, находить и выделять главное в информации, высказывать и выражать свои мысли и идеи. А так же на основе своего собственного опыта, работая с новой темой, делать выводы и анализы усвоенного материала, и презентовать их при защите постеров. Стремление учащегося в процессе познания также ведет к развитию и оцениванию.

В процессе рефлексии, пронаблюдав за изменениями детей со всех сторон я поняла, у кого из них занижена или завышена самооценка, кто и как понял изученный материал, какие были затруднения. Ученики стали более организованы, научились без стеснения задавать вопросы: Какой можно сделать вывод? Что произойдет, если…? Как это связано с…? Правильно ли это? Учащиеся стали более любознательными и толерантны друг к другу. Они учились рассуждать, мыслить, доказывать, анализировать, обмениваться своими идеями, выбирать основное, они стали оппонировать мнение своих одноклассников, учились оценивать свою работу и работу детей в группах. А самое важное, у учащихся повысилась мотивация к обучению. В будущем, при планировании своих уроков я буду стремиться разнообразить приёмы развития критического мышления. Планирую обмениваться опытом с другими педагогами и внедрять их опыт в своей работе.

Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность, адаптированную к современным условиям жизни.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены