РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Формирование положительной мотивации школьников на уроках литературы

Мотивация обучения и стимулирования деятельности школьников – одна из самых трудных задач современного учителя. Как пробудить интерес к учению? Как организовать учебный процесс с учётом индивидуальных различий обучающихся? Какие формы и методы работы наиболее эффективны? На эти вопросы пытаются найти ответы не только рядовые учителя, но и психологи, методисты, учёные.

Мотивы – это то, что побуждает человека действовать. Мотивация – процесс действия мотива. Именно поэтому мотивационная сфера в центре внимания исследователей уже на протяжении многих лет. Изучением общих вопросов формирования и развития мотивации занимались А. Маслоу [1], К. Левин, В.Г. Асеев, Л.И. Божович [2], А.Н. Леонтьев [3], В.Хеннинг , С.Л.Рубинштейн [4] и другие учёные. Они пришли к выводу, что деятельность может побуждаться непосредственными потребностями, широкие социальные мотивы имеют определяющее значение в формировании положительного отношения к деятельности, мотивация теснейшим образом связана с эмоциями.

Задача современного учителя – создать оптимальные условия для реализации потенциала каждого ученика, принимая во внимание деятельностный характер федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Поставленная задача требует изучения вопроса развития мотивации школьников на каждом уроке.

Сегодня язык и литература воспринимаются как метапредметы, поскольку они являются средством обучения всем школьным дисциплинам, основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей. Преподаванию литературы отводится ключевая роль в формировании духовной культуры подрастающего поколения.

Главным инструментом воспитания на уроках русского языка и литературы по-прежнему остаётся слово. Однако как воспитывать при помощи слов, ярких и вдохновляющих, но в современных реалиях: «клиповое мышление» подростков, замена общения с книгой на взаимодействие с миром медиа, общее ослабление интереса к элитарной культуре?

Ни для кого не секрет, что государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ по русскому языку обязательна для каждого ученика. Это позволяет поддерживать в некоторых случаях интерес к предмету. С изучением литературы дела обстоят иначе. Как сделать этот для многих скучный предмет, основанный на механическом запоминании сведений из жизни писателей и поэтов, чтении непонятных подросткам произведений, интересным и важным? Попробуем найти ответы на многочисленные вопросы.

Мною было проведено анкетирование учащихся 6 и 8 классов (83 человека) в целях выявления структуры мотивации учебной деятельности школьников. Ученикам предлагалось выбрать одно или несколько наиболее близких им утверждений. Исследование показало, что первостепенное значение для школьников имеют социальные мотивы (подготовка к будущей профессии, следование общепринятой норме, стремление получать хорошие отметки, симпатия по отношению к учителю). Так, ученики 8 классов в 26 % случаев выбирали соответствующие варианты. При этом для мальчиков социальные мотивы оказались важнее – 27,3 % случаев, чем для девочек (25 %). Схожая картина наблюдалась и в 6 классах.

На втором месте по частоте упоминаний оказалась мотивация содержания (нравится узнавать новое, хочу больше знать): 8 класс – 26 %, 6 класс – 17,7 %. Ответы, связанные с мотивацией давления, составили 17 % от общего числа как в 8, так и в 6 классах, причём мальчики выбирали этот ответ чаще девочек (23,3 % против 11 % в 8 классах; 18,3 % против 16,5 % в 6 классах). Мотивация престижа (желание стать лучшим учеником, заработать авторитет среди одноклассников) непопулярна (3,2 % ответов в 8 классах, 5 % в 6 классах).

На основе результатов анкетирования можно выстроить систему работы по формированию положительной мотивации деятельности школьников на уроках литературы, которая базируется на:

  • использовании разнообразных форм и методов работы на уроках;
  • реализации индивидуальных образовательных программ и дифференцированного подхода;
  • проблемном характере обучения;
  • сотворчестве ученика и учителя;
  • применении на уроках современных информационных технологий;
  • отказе от заданий репродуктивного характера в пользу частично-поисковых и поисковых;
  • введении в учебный процесс игровых элементов, занимательных примеров.

Стимулировать познавательный интерес на уроках литературы мне помогают нестандартные творческие задания, основанные на переосмыслении учащимися художественного текста: «классика в комиксах» (школьники самостоятельно создают комикс по мотивам прочитанного на уроке произведения), буктрейлеры (короткие видеоролики о любимой книге), «А что, если…» (мини-сочинение по мотивам оригинального текста). Эти виды работы позволяют ученикам развивать творческие способности, проявлять свою индивидуальность, а также способствуют более внимательному прочтению первоисточника.

Особое внимание в своей работе уделяю не только литературно одарённым ученикам (организация исследовательской деятельности, участие в олимпиадах, литературных конкурсах, конференциях), но и учащимся с ослабленной учебной мотивацией и трудностями в обучении (проектирование образовательных маршрутов, создание ситуации успеха, использование игровых технологий, включение в коллективную деятельность, организация взаимопомощь).

Для повышения интереса к изучению литературы использую приёмы:

  • «фантастическая добавка» (ученикам предоставляется возможность «встретиться» с литературным героем, разыграть беседу по ролям);
  • «пресс-конференция» (на уроке открытия нового знания опускаются некоторые важные детали, ученикам предлагается раскрыть их с помощью вопросов, заданных учителю либо ученику-консультанту);
  • взаимоопрос (ученики опрашивают друг друга);
  • «толстые и тонкие вопросы»;
  • элементы театрализации.

Современный учитель находится в постоянном поиске интересных, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Следует не только пробуждать интерес к обучению, но и развивать его. Это значит, что уроки должны соответствовать ряду критериев: создание занимательных ситуаций, использование творческих задач, организация поиска и исследовательских проектов. Нужно помнить и о том, что ученика привлекает личность учителя, любящего свой предмет, эмоционально заряженного, нацеленного на результат совместной работы.

Автор:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Образовательный комплекс
«Школа № 29 г. Йошкар-Олы»
А.А.Борисенко

Список литературы

  1. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. Питер, 2019.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, - М., 1968, 464 с.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 2003.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2006. - 234 с.
  5. Мотивация и мотивы. /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
  6. Практикум по возрастной психологии. Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПбГУ, 2007.
  7. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 2000.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.