РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Идейно-эстетическое развитие детей искусством хореографии

Алиева (Казакова) Светлана Владимировна

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание как детей, так и взрослых. Работая в этой сфере, убеждаешься, что занятия в танцевальном зале являются перспективной формой эстетического развития детей, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Поначалу дети танцуют, позже родители их проводят на хореографию, дальше они начинаются знакомиться с другими учениками, они начинают учить что – то новое, слушать музыку, танцевать под нее, импровизировать и так далее… Все это развивает талант, творчество, появляется вдохновение, эстетика, желание развиваться дальше.

Часть работы в заинтересованности и мотивации детей зависит от педагога – хореографа, от его постановки урока, техники, энергии. Ведь важно знать, что с каждым возрастом есть отдельная структура общения, изучения материала. Где – то может быть комбинации легче, где – то сложнее. Педагог – хореограф прививает искусство детям за счет своих знаний и умений.

Цель данной работы: Изучить идейно – эстетическое развитие детей посредством хореографии.

Задачи данной работы:

  1. Узнать роль хореографического искусства в развитии культуры детей;
  2. Изучить какие могут быть формы и методы в хореографическом коллективе;
  3. Какие бывают возрастные категории детей и их особенности работы с ними;
  4. Проанализировать индивидуальные и возрастные особенности детей. 

Роль хореографического искусства в развитии культуры детей

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография — это отдельный мир, другое средство общения. Это может проявляться в пластичности, чувствах, энергии, костюмах, атмосфере, музыки и многом другом. Иными словами – это отдельный, волшебный, мир искусства. Танцовщики могут увидеть это на постановках в театре, на фотографиях, где изображены, например, балерины, в кино сфере. В дальнейшем, у детей формируется собственное видение процесса и эстетической картинки. Это поможет им быть в будущем, как профессионалом в сфере хореографии, так и иметь культурное развитие и уважение к людям и к себе. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала:
«Балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Систематические занятия в зале, с обязательным исполнением классического экзерсиса у станка и на середине, способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование – это далеко не простой процесс, который требует, как минимум терпения и усилий, как максимум полноценный вклад в эту сферу и трудолюбия. Все эти требования должны исходить из педагога – хореографа. Поначалу всегда сложно добиваться больших высот, но это как в жизни, мало у кого получается с первого раза осуществить поставленную задачу. Нужно учиться, получать опыт, ошибаться, исправляться, ведь только тогда будет результат. В эти моменты у детей появляется чувство ответственности не только перед собой, но и другими.

Работа в коллективе — это всегда важно сделать синхронно движение, взаимодействовать друг с другом, никого не подставить, нельзя опоздать на занятие, потому что ты будешь мешать другим ученикам развиваться, ты будешь прерывать процесс.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии, в том числе и по классическому танцу. Приятно замечать, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, они внимательны к своим младшим товарищам, вежливы. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, а занятия хореографией решают эти задачи.

Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. В классе педагог воспитывает культурного и образованного зрителя и ценителя искусства. Исполнение танцевальных номеров в театральных костюмах развивают в детях вкус к привлекательному внешнему виду, вкусу к жизни и деталям. Юные танцовщики окружены звуками лучших образцов классической музыки. В сочетании с пластикой движений дети учатся понимать и раскрывать художественные образы.

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс непростой, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю систему, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможно эффективно организовать не только художественно-творческий, учебный, образовательно-репетиционный процесс, но и обеспечить целостную картину преподавательской деятельности.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы.

Приведу два уровня в воспитании ребенка искусством хореографии:

  1. Образование и обучение его как исполнителя;
  2. Формирование ребенка как личности, развития в нем нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Формы и методы работы в хореографическом коллективе

Формы и методы работы могут отличаться и зависеть от направления. Далее расскажу по пунктам о методах работы с коллективом:

  1. Когда педагог – хореограф приступает к постановочной работе, он рассказывает детям об идеи танца, на основе которой делается постановка, об, эмоциях хореографии, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и так далее… Все это важно рассказать детям, так как они должны будут исполнить данную хореографию, они должны понять про что они будут танцевать;
  2. Воспитание неких традиций, которые будут сближать коллектив. Это могут быть летние танцевальные лагеря, тимбилдинг, торжественные мероприятия, чаепитие;
  3. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.;
  4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов;
  5. Важно анализировать выступления или репетиционные моменты вместе с коллективом, уметь честно оценивать себя и других.
  6. Самое приятное для детей и их родителей — это отчетные концерты. Важно подводить итоги в конце года, видеть свой прогресс и ставить новые цели и задачи.
  7. Посещать мастер – классы интересных постановщиков. Нужно постоянно учиться чему – то новому от разных хореографов.
  8. Важно изучать разные направления в хореографии. Во – первых, дети открываются с разных сторон, а во – вторых, они могут в дальнейшем выбрать свой стиль, в котором им будет комфортно.

Далее поговорим о формах работы с детьми в хореографическом коллективе.

К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такая работа способствует привлечь весь коллектив во время занятий или репетиций.

К дополнительным формам можно отнести: культурно – массовые мероприятия, которые должны быть в выходные для детей дни.

К эстетическим формам самообразования относятся: самостоятельное изучение хореографии, восприятие ее, возможно, чтение книг в этой сфере, также все это происходит во внеурочное время.

К идейным формам можно отнести: фантазии детей, которые возникают на основе полученных знаний, опыта, эмоций, прочтения книг, просмотра фильмов. Здесь дети могут придумывать что – то свое, возможно, импровизировать. Эта практика придает уверенности в себе, развития, эмоций.

К словесным методам можно отнести: объяснение движений, комбинаций, теории.

К практическим методам относится: разучивание хореографии вживую, где преподаватель показывает определенный элемент. Вообще, в практике появляется много опыта, поэтому она чуть более важна, чем другие методы.

К теоретическому методу можно отнести то, какую литературу читают дети, какое кино смотрят, на какие спектакли ходят.

К наглядному методу можно отнести: исполнительское мастерство педагога – хореографа. То, как он покажет хореографию зависит будущее стремление детей выполнять движения также, а то и лучше, появится мотивация. Данный метод имеет решающее значение.

Главной целью педагога – хореографа является повышение эффективности работы детей. Есть много реализаций проектов по работе с детьми. Как я уже выше писала, что есть импровизация. Если детям дать здание – придумать свой танец, с импровизировать, то они будут развиваться как физически, умственно, так и избавляться от зажимов. В процессе дети смогут открыться. В большинстве случаев, сначала у детей происходит стеснение, закрытость, а потом они отпускают все ненужное и раскрывают свой талант. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Тогда он будет услышанным, его мысли тоже учтут. За это необходимо поощрять творческую инициативу детей. Впоследствии, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги по хореографии, посещать мастер – классы от известных хореографов, общаться, знакомиться с новыми танцовщиками, придумывать свои танцевальные проекту, участвовать во всех практически танцевальных мероприятиях города, концерта, все это для души и развития. Если артист делает то, что ему по душе, то он получает от жизни и деятельности только положительные эмоции по большому счету.

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как последовательное звено в единой цепи. Это облегчает труд педагога - хореографа в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным.

У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется зрителями, родителями, участниками коллектива, педагогов - хореографов. Организация, развитие и осуществление традиций - дело педагога-руководителя, всех детей и актива в коллективе.

У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, построения занятий зависит развитие коллектива, его учеников. Если педагог правильно формирует свои требования, и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения. 

Анализ возрастных и индивидуальных способностей детей

Педагог - хореограф находится в потоке эстетического воспитания детей. В основе этого воспитания лежит формирование любви к себе, творчеству, развитию, красивой осанке.

Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера определенного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности. Это может быть характер, интересы.

Ниже приведу распределения по возрастам и группам в хореографическом классе:

  • от рождения до трех лет— это младенческий возраст;
  • от трех до шести лет – это дошкольный возраст;
  • от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст;
  • от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст или, как принято называть – подростковый;
  • от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст.

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека.

К 6-7 годам для детей характерны эмоции, смех, более тесное общение с другими учениками, они начинают находить своих друзей.

В 7-11 лет - проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов.

В 11-14 лет - происходит быстрый рост ребенка. С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений. Для этого возраста занятия могут быть 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, обучение объемных постановочных работ.

В 15-17 лет - в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Появляется самостоятельность в суждениях. Занятия должны быть с полноценной нагрузкой.

Таким образом, для продуктивной работы педагог - хореограф должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку.

Требования преподавателя к группам по возрастным категориям

Одним из главных требований преподавателя ко всем возрастным категориям является соблюдение дисциплины. Дисциплина — проявляет качество организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества.

К.С. Станиславский писал: «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве».
Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми в классе.

Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона работы в коллективе, которая прививает ответственность за себя и напарников. Но оцениваться должны только такие навыки, как старание, что ученик не пропустил занятие, потому что ему было лень и т.д.

Не важно какая возрастная категория у преподавателя, важен его подход. Конечно, с детками помладше нужно больше вложиться эмоционально, чтобы заинтересовать их. В старшей группе нужно быть по строже с учениками. В любом случае, важна дисциплина и эмоциональная составляющая педагога – хореографа. То, как он себя преподнесет той или иной группе учеников.

Заключение

Таким образом, идейно – эстетическое воспитание напрямую влияет посредством хореографии. Большая часть успеха зависит от работы педагога – хореографа. Ему важно заинтересовать ребенка, придать ему мотивации, обучить и привить эстетические навыки. Но другая значимая часть работы в хореографическом искусстве зависит и от ребенка, его стараний, трудолюбия, ответственности и дисциплины.

Занятие хореографией прививает физическую выносливость, а именно появляется прямая осанка, приобретают легкие, свободные движения, избавляются от зажимов. У учеников улучшается координация движений, появляется уверенность в себе. Все эти навыки приобретаются исключительно на занятиях по хореографии.

Важно отметить, что успех детей в развитии в хореографическом направлении зависит от педагога – хореографа. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

Также важно помнить, что на занятиях нужно уметь анализировать в первую очередь себя, а также и других учеников, так как этот навык также пригодится в жизни и в развитии в хореографии. Нужно давать энергию ученикам. Эта способность педагога - хореографа имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в развитии и мотивации детей.

Список использованных источников

  1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
  2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
  3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
  4. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
  5. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
  6. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
  7. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
  8. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
  9. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
  10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
  11. Станиславский КС. Этика. М., 1981.
  12. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
  13. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
  14. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. – М.: Искусство. – 1990. С. 39.
  15. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
  16. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены