РАЗРАБОТКИ
|
Коррекционно-коммуникативное обучение в контексте личностно-ориентированного образованияУчитель начальных классов В современном мире необходимым и важным условием качественного образования является компетентностный подход в обучении, внедрение которого в образовательный процесс ориентирует на подготовку не только конкурентоспособного выпускника, но и личности, которая предполагает адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях. Она готова взять на себя ответственность в управлении политическими, экономическими, социально – культурными процессами. И, несомненно, сегодняшние выпускники должны уметь находить рациональное решение в многообразии всех предстоящих перед ними задач. В подготовке компетентного выпускника трудно переоценить значение коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения. Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Коммуникативная компетентность – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом [4]. В Государственном образовательном стандарте начального общего образования на 2015 – 2017 годы можно отметить учёт особенностей учебно–познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Стандарт рассматривается здесь как нормативный правовой документ, который основывается на ведущих принципах коррекционной педагогики: приоритетности, демократизации, вариативности, индивидуализации, дифференциации [2]. Согласно этим принципам на современном этапе развития системы образования происходит переход к личностно-ориентированному обучению. Поскольку личностно ориентированное обучение – это такое обучение, центром которого является личность ребёнка, её самобытность, самоценность, то оно помогает ребёнку познать себя, самореализоваться. Очень важно каждому ребёнку дать возможность почувствовать себя успешным, счастливым. Особенно это касается тех детей, которые требуют коррекции. Поэтому данная статья является актуальной для педагогов, работающих с такими обучающимися. В этом вопросе актуальным является коррекционно-коммуникативное обучение в контексте личностно ориентированного образования. Вопрос коррекционно-коммуникативного обучения впервые поднимался в 60 – 70 годы прошлого столетия такими исследователями, как Л. И. Божович, К. К. Платонов. В 70 – 90 годы вопросы разработки личностного подхода в педагогике неоднократно затрагивались в работах В. А. Сухомлинского, И. С. Кона. Цель коррекционно-коммуникативного обучения - создать обучающимся младшего школьного возраста моральные, социальные и коммуникативные условия для повышения интеллектуального уровня, развития общего мировоззрения, достижение каждым обучающимся социально необходимого уровня общеобразовательной подготовки в условиях государственного стандарта [3]. Актуальность данной модели в том, что полноценное развитие личности невозможно без овладения школьниками коммуникативными умениями, которые позволяют им на достаточном уровне приобщиться к межличностному взаимодействию. Именно начальная школа способна построить фундамент для развития коммуникативных способностей, стимулировать развитие жизненных позиций обучающихся. Коррекционно-коммуникативное обучение - это целенаправленное педагогическое и психологическое воздействие, в результате которого происходит устранение личностных особенностей, обеспечение полноценного функционирования личности при помощи активного сотрудничества всех участников коррекционного процесса. В начальной школе можно определить такие ситуации успеха:
Контроль и оценивание младших школьников – существенная составляющая процесса обучения в контексте личностно ориентированного образования При переходе на личностно ориентированное образование многими известными педагогами высказывается необходимость фундаментальной реформы контрольно – оценочной деятельности обучающихся. В личностно ориентированном образовательном процессе важно выявить не столько результат, сколько личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:
При переходе учителей начальных классов на личностно ориентированную образовательную систему, для которой характерно использование наряду с традиционными интерактивных методов – проблемного, проектного, проблема реализации контрольно оценочной деятельности обостряется. Изменить сложившуюся внутреннюю установку педагога и реорганизовать ее в соответствии с самыми передовыми идеями, на самой современной научной основе не всегда удается. Однако я всё же, учитывая модель контроля и оценивания обучающихся в системе личностно ориентированного образования, на своих уроках разрешаю детям принимать активное участие в оценке своих достижений. Это позволяет учащимся в случае выяснения своих пробелов в знаниях совершенствовать результаты учебных достижений по собственной инициативе. У детей формируется навык самоконтроля и самооценки, они отслеживают ход выполнения учебных действий, делают необходимые коррективы, а конечная оценка результата, которую обычно выносит учитель, дает ребенку возможность самому определить качество и успешность своего продвижения. Результаты, зафиксированные ребёнком под контролем учителя в таблицах успешности, помогают сделать итоговое оценивание содержательным как для ребёнка, так и для родителей в случае необходимости. А «лестница успеха» показывает ученику его продвижение вперёд, что позволяет сделать отметку работы оптимистичной, не допустить потери веры в себя, закрепить уверенность в своих возможностях, что есть требованием личностно ориентированного обучения. Мною использовались Карты успешности по литературному чтению, математике и русскому языку. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя в системе личностно ориентированного образования. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки качества процесса обучения, что позволяет правильно осуществлять индивидуальную коррекционную работу с учащимися. Коррекционно-коммуникативное обучение имеет огромное значение в учебно-воспитательном процессе, поскольку его методы позволяют учащимся овладеть коммуникативными умениями. Переход на данную модель увеличивает работоспособность обучающихся и повышает стремление к творчеству. Урок коррекционно-коммуникативного обучения в контексте личностно ориентированного образования является актуальным в учебно-воспитательном процессе, потому что он стимулирует познавательную активность благодаря созданной ситуации успеха на определённом его этапе, определяет пути получения обучающимися знаний, формирования речевых умений и навыков. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены