РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование контекстных задач на уроках в начальной школе

Использование контекстных задач на уроках в начальной школе

Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим — понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.

Чтобы ускорить творческий поиск, важно иметь в виду, что создаваемая учителем на уроке проблемная ситуация должна «вырастать» не из академической задачи, а из противоречий и проблем реальной жизни ребенка, его личного опыта, которые составляют контекст учения и в которых всегда отражается в той или иной форме опыт общественный, социокультурный. Иными словами, в контекстной задаче встречаются личный (ученика) и общественный интересы, требования стандарта и потребности познающего субъекта.

Как рождаются контекстные задачи?

Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Но можно предложить и «алгоритмизированный» вариант творческого поиска:

  1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
  2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
  3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
  4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.
  5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
  6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.
  7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
  8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:
  • во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;
  • во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Применение контекстных задач в обучении способствует:

  • изменению организационных форм учебного процесса, структуры образовательного процесса в целом;
  • формированию навыков продуктивной деятельности: добыванию знаний непосредственно из реальной действительности;
  • овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • адекватному применению знаний для решения возникающих проблем в повседневной жизни;
  • изменению форм и методов оценивания (введению новых критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т. д.);
  • формированию способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений планировать деятельность по достижению результата, выполнить программу и представить результаты своей деятельности.

Примеры контекстных задач

Контекстная задача «Линейная перспектива»

На уроке изобразительного искусства в предлагаю ученикам нарисовать дорогу так, как они ее видят. Обычно они изображают на листе бумаги две параллельные прямые, ведь им хорошо известно, что шоссейная дорога по всей длине имеет одинаковую ширину. Однако, выйдя по моему предложению на крыльцо школы и глядя на уходящую вдаль дорогу, они обнаруживают, что она — сужается!
– Ребята, вас это удивило? – спрашиваю. – Тогда скажите, какой вопрос вам захотелось задать.
– Дорога в самом деле сужается, или нам так кажется? Выходит, мы дорогу неверно нарисовали? Или все-таки верно? Надо разобраться!..

Контекстная задача «Диалог»

На урок русского языка по теме «Знаки препинания при диалоге» ученики принесли свои любимые игрушки, которые тут же между собой «разговорились». Предлагаю детям записать их разговор, а ученикам с соседней парты, прочитав написанное, продолжить этот диалог. Получив назад свой текст, ученики удивлены: соседи не поняли, кому в разговоре принадлежала та или иная реплика, и в результате все перепутали. У детей возникают вопросы: почему так получилось? как записать диалог, чтобы сразу всем было понятно? кому какая реплика принадлежит?

Контекстная задача «Что такое грибы?»

На уроке по теме «Грибы» спрашиваю у детей, как они относятся к грибам: любят ли их собирать... Ученики с готовностью отвечают. Отношение к грибам, безусловно, положительное, да и может ли быть иначе? Даже странно, что учитель об этом спрашивает, словно сомневается в очевидном! Затем сообщаю детям о том, что французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы». На лицах учеников – недоумение, а с языка уже слетает вопрос: чем так разгневали грибы солидного ученого? Предлагаю детям подумать и сформулировать вопросы, без знания которых позиция Вайяна не может быть понята. Вопросы детей не заставляют себя ждать: что такое грибы? Что необычного в их строении, свойствах? Какие особенности грибов нарушают общую гармонию в природе?

Контекстная задача « Глаголы совершенного и несовершенного вида»

С Олимпийских игр возвращаются в Ижевск наши прославленные лыжники и биатлонисты. Поклонники и болельщики собрались в аэропорту, чтобы приветствовать спортсменов. В руках у встречающих – транспаранты, флаги, цветы. Организаторы встречи решили: «Попросим присутствующих начать приветствовать олимпийцев тогда, когда самолет еще будет находиться в воздухе». Один инструктор сказал своей группе встречающих: «Начинайте махать флагами, когда самолет будет подлетать к аэродрому». Другой сформулировал свою инструкцию несколько иначе: «Начинайте махать флагами, когда самолет подлетит к аэродрому».
Формулируем задание, которое предполагает анализ данной ситуации: как вы думаете, организованно ли прошла церемония приветствия: одновременно ли группы встречающих начали размахивать своими флагами? (Нет.) Почему?

Контекстная задача «Грызуны»

Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Но у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? Почему так происходит? (Зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Контекстная задача «Сложные слова»

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

Контекстная задача «Температура воздуха и воды»

Опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха)

Контекстная задача «Запись математических выражений»

Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21
2+5*3=17
Найди ошибку в записях.
Верный вариант: (2+5)*3=21
2+5*3=17

Контекстная задача «План и карта»

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Контекстная задача «Образование новых слов при помощи приставок»

Учёные и языковеды считают, что количество слов в русском языке неисчислимо. Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, делая в нем явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок:
при у за
пере под
катился
с вы
до

На рисунке не указано, что вокруг слова «катился» - приставки. Задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?». Одним из вариантов ответов будет: «За счет приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки.

Контекстная задача «Преобразование величин»

Предлагается ситуация. Два ученика решали задачу: «В санатории построили бассейн прямоугольной формы, длина которого 15 м, ширина 5 м и глубина 2 м. Какова площадь стенок и дна этого бассейна?» У одного получилось в ответе число 155, а у другого – 15 500. Кто из них решил задачу правильно?
Контекстная задача «Тепловые пояса Земли»
Какие ассоциации возникают у вас с понятиями «север», «юг»? А как вы думаете, где холоднее на северном полюсе или на южном?

Контекстная задача «Сравнительная степень прилагательных»

Учитель предлагает детям: «Давайте похвастаемся! Я буду хвалиться тем, что имею, а вы должны меня «перехвастать». Начинайте фразу со слов: « А у меня еще…». Затем следует примерно такой диалог:
- У меня красивое платье!
- А у меня еще красивее!
- У меня толстая коса!
- А у меня еще толще!
- У меня почерк аккуратный!
- А у меня еще аккуратнее!
- У меня хорошее зрение!
- А у меня еще лучше!

Далее следует вопрос учителя: «Какие слова помогли вам меня «перехвастать»? Почему?» Чтобы объяснить, почему именно эти слова были использованы детьми в шутливом диалоге с учителем, необходимо выяснить, что это за слова, каково их грамматическое значение и функция в речи. Таким образом, ученики выходят на постановку учебной задачи, связанную с приобретением знаний о сравнительной степени прилагательных.

Контекстная задача «Грамматическое значение слова»

На доске записаны три слова: охотник, убить, медведь. Учитель сообщает о том, что один иностранец, приехавший в Россию, выучил много русских слов, но совершенно не позаботился о знании грамматики. Однажды, рассказывая своим русским друзьям о случае на охоте, он произнес такую фразу: «Охотник убить медведь». О чем хотел сообщить иностранец? (Охотник убил медведя). А вы уверены, что именно о такой ситуации в лесу должна была идти речь? Какие возможны варианты? Сравните полученные результаты. Что и почему мы изменяли в трех данных нам словах, чтобы получились разные, но связные высказывания? Сформулируйте проблему, к обсуждению которой мы с вами уже фактически приступили.

Автор:
Гуляева Людмила Ивановна
учитель начальных классов
МОУ "СОШ №15" г. Благодарный Ставропольского края


Список использованной литературы:

  1. Зайкин М.И., Колосова В.А.. Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьников // Начальная школа. - 2002. - №9. - С. 73 - 77.
  2. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.
  3. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. - С.59 - 60.
  4. Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 40 - 43.
  5. Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.
  6. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.52 - 54.
Читайте также:

Гуляева Людмила Ивановна Artsy Crafty / isorepublic.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены