РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ уровня сформированности социального опыта у детей младшего школьного возраста

Для изучения уровня сформированности социального опыта мной была выбрана экспериментальная площадка.

Представим систему критериев и показателей, определяющих уровень сформированности социального опыта по каждому из выделенных компонентов.

  1. Социальные знания, представления, понятия: объем знаний и представлений о социально-нравственных нормах; осознанность социальных знаний, представлений, употребляемость понятий, связь и взаимозависимость между понятиями; полнота и точность представлений о социально-нравственном идеале.
  2. Способы деятельности (умения, навыки): готовность личности к социальным действиям; умение анализировать действия, социальные позиции и роли; осознание мотивов поведения; участие в социально значимой деятельности; устойчивость поведения;
  3. Опыт эмоциональных отношений: нравственная сторона взаимоотношений, аргументируется анализом окружающей социальной действительности; осознание себя в системе социальных отношений; эмоциональная отзывчивость; направленность социально-нравственного выбора; расширение социальных связей и контактов.
  4. Опыт творческой деятельности: потребность в интеллектуально-социальном развитии; стремление к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации; потребность в конкретной социально-преобразующей деятельности; проявление в деятельности инициативы, активности, творческого подхода

На основе выделенных показателей мной гипотетически выделены уровни сформированности социального опыта у детей младшего школьного возраста: высокий, средний и низкий.

Для детей с высоким уровнем характерно осознание социально-нравственного смысла норм и правил поведения; самостоятельность суждений; объективность нравственных оценок, способность правильного предвидения моральных результатов тех или иных действий и поступков; преимущественно устойчивое социально-нравственное поведение.
Учащиеся данной группы в абсолютном большинстве ситуаций оказывают помочь тем, кто нуждается, проявляя заботу и участие, отзываясь на радость или неудачи, способны к сочувствию и сопереживанию окружающим и не только эмоционально понимают состояние другого, но и оказывают действенную помощь, уважают мнение «другого» человека, активно выступают против грубости, жестокости, обиды относительно «других».

Младшим школьникам со средним уровнем свойственно осознание относительно узкого круга социальных норм и правил поведения; социально-нравственные суждения не всегда соответствуют объективному смыслу той или иной социально-нравственной ситуации, относительно которой они были высказаны, нравственные оценки не всегда объективны и аргументированы. Им свойственно ситуативное поведение, чаще в ситуациях, опыт повеления в которых уже имеется и закреплен в соответствующих привычках и навыках. В большинстве случаев отказывают помочь. Остальным помогают, когда их об этой просят взрослые, т.е. круг распространения участия, заботы, помощи ограничен. В целом дети, относящиеся к данной группе характеризуются положительной направленностью и устойчивостью проявления участия, заботы, помощи, но положительная направленность в большинстве случаев носит избирательный характер.

Младшие школьники социальный опыт которых соответствует низкому уровню развития, отличаются слабой осознанностью социальных норм, в ряде случаев вообще не понимают их смысла, социальные оценки часто необъективны, не аргументированы, слабо развита способность к рассуждениям. Их поведение характеризуется либо отсутствием проявлений помощи, заботы, внимания, либо ситуативными их проявлениями – при опоре на поддержку или прямое указание взрослых, сверстников. Не отзываются на радость или неудачи ни «дальних», ни даже «близких» других.

Для выявления уровня сформированности социальных знаний была предпринята попытка исследования уровня осознания детьми социальных категорий. Детям предлагалось раскрыть сущность такого элементарного социального понятия, как «хороший человек».

Анализ полученных результатов показал, что почти все дети имеют те или иные образцы хорошего человека. Носителями таких образцов выступают взрослые (в первую очередь воспитатели), друзья сверстники, а в качестве обобщенных образцов – литературные герои, герои кинофильмов (хотя дети нередко воспринимают их как реально существующего).
Представления о «хорошем человеке» в образе взрослого чаще всего характеризуется такими качествами, как: добрый, готовый помочь, веселый. В сверстниках привлекает: отзывчивость, честность стремление помочь, а иногда просто выслушать.

Необходимо отметить, что при определении социально-нравственных понятия дети изучаемой категории не дают содержательной характеристики. Большая часть детей приводили конкретные жизненные ситуации, не дающие возможность раскрыть сущность данного понятия.

Таблица 1. Соотношение категорий образцов «хорошего человека» с представлениями младших школьников

На следующем этапе применения методики, когда детей просили объяснить смысл категорий «доброта», «честность», «любовь», несмотря на то, что нами не ставилось целью определение максимального числа известных детям признаков, результаты получились следующими:

Таблица 2. Динамика соотношения активно употребляемых понятий детьми младшего школьного возраста

Можно сделать вывод, что процесс освоение социально-нравственных представлений и совершенствование понятийной формы мышления происходит не только за счет увеличения признаков и категорий, включаемых в активную лексику, но и в уточнении уже имевшихся сведений, уменьшения количества неверных представлений об определенном понятии.

Анализ экспериментально полученных данных свидетельствует о том, что подавляющее большинство детей (79,59 % от общего количества опрошенных), на вопрос «Что ты хочешь и можешь сделать в своей жизн
и для людей?» дало содержательные ответы, среди которых были следующие: «помогать в трудностях и бедах», «проявлять доброту», «любить их», «трудиться, принося добро»», «не делать зла», «не грубить» и т.д. По нашему мнению, это, в свою очередь, готовит детей к осознанию потребности улучшать окружающую их жизнь.

Таблица 3. Ценность нравственных поступков в понятии младших школьников

Таким образом, дети исследуемой возрастной группы, подсознательно стремятся к социально-нравственной самореализации, признавая необходимость совершения нравственных действий, еще смутно представляют себе, какими мотивами следует руководствоваться для того, чтобы поступок приобрел социальную ценность. Для детей данной категории свойственен «реализм»: они судят о поступке по его конечному результату, поэтому мотивы, которыми, для многих из них, являются «похвала и благодарность», «впечатление, произведенное на других людей», они не считают аморальными и противоречащими цели.

Продолжая исследование уровня сформированности социальных умений и навыков,я предложила детям ответить на вопрос: «Если ты делаешь что-то лучше, чем другие, ты:

а) научишь тому, что умеешь, того, кто тебя просит;
б) научишь тех, кто рядом, всему, что умеешь сам;
в) проявишь себя в нужную минуту, чтобы все видели, что ты лучше, чем другие;
г) прибережешь знания для себя?»

47,75 % учащихся третьего класс указали, что научат окружающих всему, что умеют, если их об этом попросят. Наряду с этим, реши, что следует приберечь знания для себя 22,25 % опрошенных детей. Проявят себя в нужную минуту, с целю показать, что он лучше других 10,5 % школьников. Это говорит о том, что данные ребята не пожертвуют собственным интересом ради блага другого (не потратит личного времени, не выполнит работу за другого). 19,5 % с удовольствие научат всему тому, что умеют тех, кто рядом.

Таблица 4. Готовность ребёнка поделиться с ближним имеющимися умениями и навыками.

Для определения уровня и характера (эгоцентрическая, гуманистическая) проявления эмпатии детьми младшего школьного возраста как составляющей компонента опыта эмоциональных отношений использовалась методика «Неоконченные рассказы».

Материал для исследования представлял собой три неоконченных рассказа.

Детям предлагалось оценить поступки героев, разделить их на плохие и хорошие, затем придумать каждому рассказу концовку.

В зависимости от того в чью пользу ребенок решает ситуацию, делаются выводы о характере эмпатии: если в пользу другого (героя: собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии, решение ребенком ситуации в свою пользу - об эгоцентрическом характере эмпатии.

Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным, и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: «Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко».
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут, и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: «Простить мне Васю или нет?»
Как поступит Андрей? Почему?

В ходе проведения методики «Неоконченные рассказы» нами были получены следующие результаты.
В первом рассказе все дети ( 100% ) единодушно высказали свое мнение в пользу собаки, то есть все решили, что будет намного лучше, если мальчик отдаст ее хозяевам, а не оставит себе. Безусловно, такой выбор можно расценить как проявление чисто гуманистического характера эмпатии.

Анализируя ответы на вопросы второго рассказа, мы видим уже немного другую картину. Большинство ребят отдали свои голоса в пользу бабушки (79,2 %), что, безусловно, является показателем гуманистической эмпатии, но также оказались и те, кто отдал свое предпочтение котенку ( 20,8% ) - показатель эгоцентрической эмпатии.

В третьем рассказе также мы видим небольшие разногласия в ответах детей. Так как в рассказе речь идет об отношениях, а точнее о дружбе, то большинство детей (87,5 %), решили, что Андрей простит мальчика, но несколько ребят ( 12,5% ) считают, что мальчик не должен прощать Васю, посчитали, что такие поступки прощать нельзя, даже если мальчики давно дружат.

Судя по ответам детей, многие могут оценить поступки окружающих, при этом грамотно аргументировать свои ответы, адекватно оценивать создавшуюся ситуацию.
Однако как показывает непосредственное наблюдение за детьми, им бывает проще оценить поведение окружающих, чем свое собственное. Они чаще склонны видеть недостатки в поведении других людей, более критично относиться к оценке поступков окружающих, тогда как склонны оправдывать свои собственные действия и поступки.

Интересными для нас оказались данные опроса (методика М. М. Рожкова «Изучение социального опыта младших школьников»). Учащимся предлагалось прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
Цель данной методики - оценить уровень сформированности толерантности, социальной активности и нравственной культуры учащихся.

Анализ полученных материалов показал, что у 48 % детей коэффициент находится в пределах от 2 до 3. Отсюда следует, что их уровень нравственной культуры и социальной активности находится на среднем уровне. У 32 % меньше 2. Это значит, что они имеют низкий уровень развития изучаемых качеств. И наконец, 20 % опрошенных детей показали высокий уровень. Их коэффициент больше 3.

Рассматривая суждения, вошедшие в методику М. М. Рожкова, можно разбить их на несколько групп. Каждая из которых характеризует наличие или отсутствие какого-либо личностного, социально необходимого качества человека. Так например, суждения «За что бы ни взялся – добиваюсь успеха», «Если я что-то задумал, то обязательно сделаю», «Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца» характеризуют такое качество, как сила воли. Воля образует стержень характера. Она является одним из свойств человеческой психики. Воля проявляется в способности к внутренним и внешним усилиям для осуществления определённых целей, стремлений. Из 25 учащихся 3а класса, только 12 ( 48% ) человек дали положительный ответ на данные вопросы.

Такое качество, как послушание воспитано почти у всех ребят класса. 22 человека полностью согласились с предложенным высказыванием - «Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей». Послушание является условием и целью воспитания лучших качеств ребёнка.

В суждении «Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав» упоминается такое качество, как упрямство. Немногие младшие школьники (5 человек) согласились с ним. Об этих учениках можно сказать следующее.

В данной методике, также, говорится о таких человеческих качествах, как доброта и злость.

На наш взгляд, доброта – это одно из важных качеств, необходимых ребёнку, в процессе его социального становления. Для нас интересным оказался тот факт, что 25 человек из 25, считают, что делать людям добро - это главное в жизни.

Естественная способность различать добро и зло сохраняется в ребёнке, и чем в большей степени у ребёнка сформированы позитивные нравственные ориентиры на добро, тем больше мир поворачивается к нему самым светлыми сторонами. И такой ребёнок, более психологически благополучен и духовно защищён. Задача взрослых помочь ребёнку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своём и выстраивать основание добра.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что значительную группу детей составляют дети с низким уровнем сформированности положительного социального опыта, и лишь незначительная группа - с высоким уровнем. Таким образом, правомерными является вывод о необходимости более целенаправленной работы по формированию системы положительного социального опыта у младших школьников.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены