РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Эссе «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Сегодня почти каждый из нас определяет свои общественные позиции в той или иной мере сквозь призму экономики, своего экономического бытия. Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

С другой стороны, осуществляемые в стране экономические реформы, настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего школьников, к экономическим знаниям. Формирование нового экономического мышления становится в нынешних условиях социальным заказом общества.

Наша лицей – это школа, где идет поиск и становление нового содержания образования, новых форм педагогического труда, направленных на формирование личности способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации. Мы хотим, чтобы наши выпускники смогли не только безболезненно адаптироваться и вступать в экономические отношения, но активно участвовать в их преобразовании. А это невозможно без формирования экономического образования, главной целью которого является формирование высокого уровня экономического мышления и привитие навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Достижение высокого уровня экономического мышления, а затем и общественно необходимого поведения возможно лишь тогда, когда ребенок научится мыслить категориями экономической науки, отражающими новые процессы и явления в экономике, и когда у него будут сформированы потребность, желание, убеждение в необходимости применять полученные знания на практике.

В Программе развития финансово-экономического лицея №29 на 2013/2018 годы определена модель выпускника, к которой мы стремимся.

Выпускник нашего лицея – это личность, обладающая способностью успешно действовать в любых изменяющихся социально-экономических условиях, умеющая ставить цели, строить личную программу исследований и проектных разработок, делать свободный выбор в социально-психологических ситуациях, способная ориентироваться в пространстве современных научных проблем, видеть рубежи передовых знаний…

Для достижения поставленных программой целей педагогическим коллективом были определены основные направления работы по формированию экономических знаний:

  • формирование системы теоретических знаний;
  • реализация полученных знаний в проектной деятельности;
  • приобретение социального опыта через практику «реальных дел».

Формирование системы теоретических знаний.

Учебная деятельность представлена трёхуровневой системой непрерывного изучения экономики. На каждом из которых формируются представления об экономических явлениях, познания экономических законов и категорий, формирование способностей решения экономических задач и ситуаций.

  • На I уровне «Будем знакомы - Экономика» (начальная школ) происходит формирование представлений об экономических явлениях в окружающем мире, развитие интереса к изучению экономической действительности: 1 класс - «Я в мире экономики», 2 класс – «Я и экономическое окружение», 3 класс – «Экономика и город», 4 класс – «История денег».
  • На II уровне «По каким законам живет рынок» (основная школа) осуществляется познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий: 5 класс - «Общество и экономика», 6 класс- «Я и бизнес»,7 класс- «Человек и предприятие», 8 класс - «Государство и экономика».
  • На III уровне «Экономическая наука» (старшая школа) формируются способности применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности: 9 класс - «Экономическая теория», 10 класс - «Микроэкономика», 11 класс - «Макроэономика».

В начальной школе экономическое образование носит пропедевтический характер и реализуется в рамках изучения других предметов и во внеурочной деятельности (акция «Сбереги дерево», «Юный предприниматель», классные часы в рамках программы «Семьеведение», осуществляется участие в проектной деятельности, в т.ч. по эколого-экономическому направлению).

Экономика как предмет вводится для изучения в основной школе с 5 класса. В старшей школе изучение экономики, права, обществознания осуществляется на углубленном уровне.
Налажено сотрудничество с НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), что является отличным стартом для самоопределения выпускников в бизнесе и научной деятельности. Реализуемая программа Предуниверсария ВШЭ, направлена на выявление и развитие мотивированных и талантливых старшеклассников, обеспечение современного эффективного предвузовского образования, подготовку компетентных абитуриентов, способных обучаться в ТОПовых университетах страны. НИУ-ВШЭ сегодня - самый передовой (по образовательным технологиям и моделям управления) вуз России, который строит свою деятельность на основе международных научных и организационных стандартов.

С 1 сентября 2016/2017 учебного года в лицее организуется профильное обучение учащихся 10-х классов по индивидуальным учебным планам (ИУП ВШЭ). Что это дает? Это в первую очередь позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся. В профильных классах работают учителя высшей квалификационной категории, кандидаты наук.

С целью распространения накопленного опыта экономического образования школьников, продвижения идей развития финансовой грамотности в системе образования в 2015/2016 учебном году директор ФЛ №29 Уланов Константин Николаевич и учитель экономики Черкасова Екатерина Сергеевна приняли участие и стали победителями Всероссийского конкурса разработок по теме "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ", на базе лицея работает стажировочная площадка для учителей города и области «Экономический практикум».

Реализация полученных знаний в проектной деятельности.

Теоретические знания обретают свою ценность только тогда, когда являются востребованными на практике, что позволяет ребятам в процессе продуктивной деятельности готовиться к жизни вне школы.

Учащиеся начальной школы неоднократно представляют свои экономические мини-проекты на Публичных чтениях «Мышление эпохи НАНО» сетевого сообщества «Пензенская Лига Новых Школ» - «Проверенное временем» (технология создания хозяйственного мыла в домашних условиях горячим и холодным способом)»; на XIX всероссийском детском конкурсе научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» - «Кролиководческая ферма» (изучение и сравнение двух ферм Пензенской области, создание макета своей фермы, представление бизнес – плана); на XVI экологический форум школьников г. Пензы имени доктора биологических наук И.И. Спрыгин - «Повышение почвенного плодородия с помощью дождевых червей» (технология получения вермикомпоста в домашних условиях с помощью дождевых червей) и др.

В лицее разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс интерактивный образовательный проект “Бизнес-клуб: Регион 58”. В рамках его реализации проходят экономические игры среди учащихся школ города: «Бюджет города Пензы и как он формируется», экономический марафон «Открой свой бизнес», Экономическая игра «Налоги моей страны. Мои налоги», запланированы деловая игра «Города», бизнес-игра «Денежный поток».

Данный проект реализуется в сотрудничестве с кафедрой «Экономическая теория и международные отношения» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» при поддержке и организационном участии Управления образования города Пензы, и Центра комплексного обслуживания и методологического обеспечения образовательных учреждений г. Пензы.

Экономические игры позволяют учащимся стать лично причастным к функционированию экономических законов, дают возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Участники игр овладевают системой знаний об экономической деятельности, как отдельного человека, так и домашнего хозяйства, фирм, государства; учатся критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать данные экономического характера; получают опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических ситуаций в условиях рыночной экономики.

Число участников выше обозначенного проекта растет из года в год. Интерес других общеобразовательных учреждений города, не реализующих социально-экономический профиль, к экономическим играм подтверждает их актуальность и перспективность.

Приобретение социального опыта через практику «реальных дел»

Главный источник, формирующий человека, – его социальный опыт. Осознавая это, педагогический коллектив направляет усилия на включение ребенка в практику реальных дел. Она способствует раскрытию одаренности, мотивации к учебной деятельности, помогает воспринимать школу как ресурс для развития ребенка. Главное - ребята сами должны определить, что практически полезное и созидательное они хотят делать в своей школе.

Значимым этапом развития экономического образования в лицее стало создание инновационной образовательной площадки для старших школьников «Школьная деловая академия «Мы из будущего». Данный инновационный проект был разработан при поддержке Администрации Пензенской области, Администрации г.Пензы, Авторского Центра Валерия Усова «NOTA BENE», «ПРОМСВЯЗЬБАНКА, Фонд местного сообщества «Гражданский Союз», Академии «РОСТУМ». В качестве форм организации образовательного процесса в академии использовались такие креативные формы как: мастер-классы; форсайт-сессии; брейншторминги; инновационные клаузуры; встречи на предприятиях; аукционы кадров; поединки с родителями. В проведении занятий принимали участие люди искусства, учёные, актёры, новаторы бизнеса, предприниматели инновационного бизнеса, креативщики маркетинга, педагоги-новаторы.

Заслуживает внимания еще один реализуемый в лицее проект практической направленности - «Школьная компания – территория реальных дел». Он позволил силами учащихся создать на базе нашего образовательного учреждения школьную компанию «Unquest», представляющую платные услуги в виде проведения квест-игр для детей и подростков. Ребята под руководством наставника-тьютора в реальных экономических условиях отрабатывают все аспекты создания коммерческого предприятия: от создания бизнес-плана, обустройства помещения для функционирования компании, разработки планов эффективной организации до проведения реальных квест-игр, в ходе которых они отрабатывают организаторские и коммуникативные навыки, а также зарабатывают средства для дальнейшего развития созданной организации.

В соответствии с комплексом мероприятий, направленных на привлечение будущих выпускников общеобразовательных организаций Пензенской области для обучения в вузах региона, учащиеся лицея каждое лето принимают участие в работе стажировочных площадок университета «Проект: от идеи до реализации» на базе Пензенского государственного технологического университета». Программа площадок направлена на информирование о современных технологиях организации проектной деятельности и на формирование стратегии дальнейшего продвижения продукта.

Полученные в лицее экономические знания и умения, практический опыт, участие в проектах помогают учащимся сделать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности. 28-32 % выпускников ежегодно связывают в дальнейшем свою судьбу с экономическими профессиями.

Но не важно, какую специальность выберут ребята, ведь экономическая культура лежит в основе любой профессиональной деятельности, обеспечивая деловые, творческие качества, компетентность, профессиональное мастерство, потребность работать качественно, чувство ответственности за порученное дело будущего специалиста.

Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, финансово-экономический лицей №29 г.Пензы создает фундамент благосостояния общества в целом. В этом и состоит успешность и привлекательность нашего образовательного учреждения. Наш лицей - успешная школа!!!

Лицей - это-радость,
Лицей - это – труд.
Лицей - дисциплина, забота, уют.
И ценят здесь время, учительский труд.
И дети с желаньем,
С великим желаньем
В лицей наш идут… (Гимн лицея)

Автор:
Заместитель директора по ВР
МБОУ ФЭЛ №29 г.Пензы
Н.В.Федосеевсская

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика