РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Что такое технология развития критического мышления (ТРКМ)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, формирующих способность логически анализировать информацию и применять полученные результаты в разных ситуациях.

Этапы технологии развития критического мышления

Этап вызова

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе.

Этап осмысления

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Этап размышления (рефлексии)

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приёмы ТРКМ

Первая стадия - ВЫЗОВ

«Кластер», «Корзина идей», «Аквариум», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Интервью», «Весы» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков:

Прием «Верные и неверные утверждения»

Урок «Окружающий мир» 2 класс, «Вода и ее свойства»

- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

  • Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?
  • Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
  • Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
  • Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
  • Верите ли вы, что лёд легче воды?
  • Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».
  • Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
  • Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

Урок «Окружающий мир» 3 класс, «Почва»

- Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

  • Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
  • Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?
  • Верите ли вы, что 1 см почвы образуется за 300 лет?
  • Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?
  • Верите ли вы, что почва и камень родственники?
  • Верите ли вы, что почва – наша кормилица?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Кластер»

Урок «Русский язык». 2 класс, «Звуки речи»

Приём - таблица «ЗХУ»

Урок «Окружающий мир». 2 класс, «Разнообразие растений».

Прием «Весы»

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».

Просим учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией из личного опыта: какую – отрицательную или положительную – роль играет человек в жизни природы.

Приём «Аквариум»

Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.

Прием «Ключевые слова»

По опорным словам составить небольшой рассказ.

Прием «Интервью»

Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Письмо по кругу», таблица «ЗХУ», «Авторское кресло», «Сводная таблица», «Уголки», таблица «Лови ошибку», «Пометки на полях», «Бортовой журнал», «Логические цепочки» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Прием «Сводная таблица»

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Полезные ископаемые»

- Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

  1. Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
  2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

- Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Инсерт»

Урок «Русский язык» 3 класс, «Значимые части слова»

- Прочитайте самостоятельно статью. Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Во всех словах есть корень. В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

2. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.
Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

3. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс обогащает словарный состав языка. Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…

4. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Окончание помогает определить грамматические признаки слова.

Проверка понимания и первичное закрепление.

  • Что было для вас знакомым из прочитанного?
  • Что нового вы узнали для себя из этого текста?
  • У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Урок «Математика» 3 класс, «Угол. Измерение углов»

Очень много мы можем измерить. Если мы покупаем продукты, мы можем измерить их массу. Масса выражается в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. Самая крупная мера веса – это тонна.

Если необходимо измерить длину, мы можем использовать метр, сантиметр, миллиметр, дециметр.

Если нам необходимо измерить время, мы пользуемся временными мерками: секунда, минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век.

Оказывается и углы можно измерить. Уже несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов, совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных центральных углов. Эта мерка называется градус.

Для измерения используются приборы: весы, секундомер, часы, линейка, транспортир. Транспортир - это чертежный прибор, разделенный на градусы, полукруг для измерения углов. На каждом транспортире есть центр круга и шкала с градусами.

Беседа с классом по вопросам.

  • Что вам было уже знакомо?
  • Что вызвало сомнения?
  • Какую новую информацию вы получили?

Приём «Концептуальная таблица».

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Природные зоны».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

  • 1 группа работает с информацией о климатических условиях
  • 2 группа работает с информацией о растительном мире природных зон
  • 3 группа работает с информацией о животном мире

Прием «Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последователь-ности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Прием «Письмо по кругу»

Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Авторское кресло»

Ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Толстые и тонкие вопросы», «Письмо другу (маме…)», «Эссе», «Общее – уникальное», «Денотантный граф» и другие.

Приём «Шесть шляп»

Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие растений».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа - факты.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа - проблема.

- Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника.

4 группа. Красная шляпа - эмоции.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа - творчество.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа - философия.

- Обобщите высказывания других групп.

Приём «Синквейн»

Окружающий мир, 3 класс, «Почва».

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Почва

Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1 см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

Русский язык. 2 класс, «Звуки речи»

Звуки

Гласные и согласные.
Произносятся, слышатся, звучат.
Используются в устной речи.
Фонетика.

Приём «Общее - уникальное»

Литературное чтение, 3 класс, «Русская литературная сказка».

- Сравните черты русской народной и литературной сказок. Запишите их общие и уникальные (отличительные) свойства.

Прием «Весы»

Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».

- Обобщая имеющиеся представления о роли человека в жизни природы, составим положительный и отрицательный денотатный графы.

Положительный денотатный граф

Отрицательный денотатный граф

Прием РАФТ

Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

  • Р – роль (любой человек нашей планеты)
  • А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
  • Ф - форма – рассказ
  • Т – тема «Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам:

- Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Прием «Ромашка вопросов (Ромашка Блума)»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в природе, если бы…?»
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»
  • Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Список использованной литературы:

  1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: «КАРО», 2014.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены