РАЗРАБОТКИ
|
"Трудные вопросы истории" - методические рекомендации по новому историко-культурному стандартуИсторико-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте. ИКС включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающие острые дискуссии не только среди учителей истории. История – это специализированное научное знание эмпирико-теоретического характера о прошлой социальной реальности. Поэтому необходимо формирование следующих видов универсальных действий на уроках истории: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная проблема – как формировать эти умения? Один из приёмов работы с трудными вопросами- применение алгоритмов на уроках истории. Алгоритм является универсальным средством обучения, который позволяет учителю, научить учащегося учиться. Средством обучения, позволяющим организовать изучение дискуссионных вопросов истории в школе, выступают историографические материалы:
Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. На сайте министерства образования и науки представлен примерный перечень «трудных вопросов», состоящий из 31 темы, где 9 тема – это «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований». Действительно, очень непростая эпоха Петра I, сложна и неоднозначна для понимания учащихся 8 класса, которым нелегко оценить вклад российского императора. Здесь важно представить широкий спектр мнений историков, современников о Петре Алексеевиче и его правлении. Личность Петра I по праву относится к ряду ярких исторических деятелей мирового уровня. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой". Позитивные мнения о личности Петра 1 Негативные мнения о личности Петра 1 М.В. Ломоносов: «А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» А.С. Пушкин. «Государь всю свою землю выпустошил, остались де только душой да телом…» Современники ОБЛИЧИТЕЛИ: царь Петр — это не царь, а антихрист. Объективисты: «Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство…» П.Н. Милюков: «Реформы Петра I выступают в виде непрерывной цепи просчетов и ошибок.» Н.М. Карамзин: «Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось!» В.О. Ключевский: «Петровские приемы управления - как "хронический недуг", разрушавший организм нации на протяжении почти 200 лет.» М.П. Погодин: «Да, Петр Великий сделал много в России.» Н.М. Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой". С.Ф. Платонов: «Во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе…» С.Г. Пушкарев: «Необходимо отметить как великую заслугу Петра его непрерывное и самоотверженное служение государству и народу российскому, которому он действительно посвящал все свои силы в течение всей своей жизни..." Для работы с этой темой возьмём алгоритм, позволяющий охарактеризовать правителя: Алгоритм характеристики правителя 1. Время жизни 2. Титул, положение 3. Основные направления деятельности а) внутренняя политика
б) внешняя политика 4. Результаты деятельности
5. Как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых На основе имеющихся знаний заполнить все позиции данного алгоритма. Затем предложить обучающимся выбрать из различных суждений о Петре Великом (эти суждения могут быть найдены как самими обучающимися, так и предложены учителем) те, которые совпадают с их мнением об этой исторической личности и объяснить, почему именно это суждение они выбрали. Обучающимся можно предложить вписать факты из жизни Петра I, которые подтверждают ту и другую точку зрения, затем высказать своё мнение, каких фактов всё-таки больше. Из вышесказанного следует, что работа с «трудными вопросами» требует большой подготовки учителя и обучающихся. Если брать основную школу, то изучение многих из этих вопросов выпадает на 6-8 классы, как правило, у учащихся этих классов ещё нет большого опыта в изучении данного предмета и ещё недостаточно накоплено знаний, чтобы самостоятельно сравнивать и делать выводы. Также ещё требуется для изучения таких вопросов больше времени, чем для обычной темы: надо изложить как минимум 2 точки зрения на один и тот же вопрос, а затем сравнить их и прийти к какому-то выводу, а времени из-за большого количества материала также бывает недостаточно. Выступление на педсовете
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены